logo
1-11 сыныптарға қабылдау

Наказание как метод воспитания детей

19 тамыз 2019

Самые сильные учителя в АлматыИногда родители не решаются наказать ребенка из страха показаться ему несправедливыми, а порой — боясь, что малыш их разлюбит. Когда размыта граница между эффективным наказанием и таким, которое причинит ребенку страдания, становится трудно наказывать, не ощущая собственной вины.

Эффективность наказания зависит отнюдь не от его суровости, а только от смысла, который это наказание для ребенка имеет.

  • Ребенок, особенно маленький, не чувствует себя виноватым, совершив какой-то проступок: он боится, что его разлюбят, прежде всего — родители.
  • Кара не должна быть отражением продолжительного гнева в адрес ребенка, наказание должно завершать конфликт, но не начинать его.
  • Очень важно, чтобы ребенок понимал: наказывая, вы на него не сердитесь!

Что бы ни натворил ребенок и сколько бы ему при этом ни было лет, вы наказываете его за конкретный поступок, а не за то, что он сам плохой.

Подрастая, дети постепенно начинают понимать, за что их наказали. Они уже осознают, что совершили проступок, и чувствуют себя виноватыми.

Если ребенок причинил кому-то вред, он поймет, за что его наказывают, потому что способен на эмпатию и потому что ему самому захочется исправить сделанное.

Чем старше становится ребенок, тем легче ему усвоить запреты и тем надежнее он эти запреты усваивает. Он начинает ощущать дистанцию между своей личностью, своим эго («я), и тем, что психоаналитики называют супер-эго, или «сверх-я» — той частью психики, которая, складываясь с раннего детства под влиянием воспитания, представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям эго («я») субъекта. Той частью психики, которая судит о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Однако даже и в шесть-семь лет, то есть, казалось бы, во вполне «сознательном» возрасте, дети делают глупости, а иногда и гадости. Причем, как ни странно, и то и другое, в общем, вполне нормально!

Вот почему родителям полезно оставаться начеку и отслеживать границы, за которыми глупость превращается в серьезный проступок, не ожидая от ребенка абсолютного самоконтроля и не надеясь, что ребенок разберется во всем самостоятельно. Наказание в этом возрасте призвано напомнить, что есть границы, которые нельзя переступать, и что родители всегда настороже.

Наказать далеко не всегда означает решить проблему

И само наказание может превратиться в проблему, если ребенка наказывать слишком часто, а то и постоянно.

  • Впрочем, некоторые родители сознают это и вообще отказываются от наказаний, говоря: «Иначе пришлось бы его наказывать каждую минуту!»
  • Главная цель наказания — избавить ребенка от чувства вины: когда его наказывают, он расплачивается за содеянное.
  • Потому-то наказания, которые позволяют — реально или символически — возместить ущерб, исправить положение, можно считать самыми разумными.
  • Если ребенок чувствует себя виноватым в том, что сломал чью-то игрушку или еще чем-то повредил другому, вместо того чтобы наказывать малыша, помогите ему исправить положение, возместить ущерб.

Что важно учитывать, если вы решили наказать ребенка?

Важно различать те меры, которые вы применяете в качестве наказания, и те, совершенно необходимые, что составляют принципы воспитания: скажем, обычно вы разрешаете ребенку смотреть вечером телевизор или развлекаться компьютерными (видео) играми не больше часа, а наказывая, запрещаете это вообще.

Некоторые дети — скажем, еще не осознающие пределов допустимого или не ориентирующиеся в воспитательных  мерах — могут счесть суровым наказанием и вполне нормальные ограничения.
Любое наказание должно следовать за запретом, а не предшествовать ему.
Наказанный ребенок должен был предвидеть, что его накажут. Наказание имеет смысл только в том случае, если ребенок понимает, что нарушил правила.

Самые сильные учителя в Алматы

Источник: 5psy.ru


Кері қайту