Хотите научить школьников находить нестандартные методы решения в разных ситуациях? Наша статья поможет вам в этом.
«Что будет, если…?»
Предложите ученикам описать исход событий, если какие-нибудь из привычных нам вещей изменятся. Например: «Что будет, если исчезнет всемирная сеть интернет?»; “Что случится, если в английском языке пропадут все глаголы?” и т.п. Такой метод можно использовать на уроках различных дисциплин, связывая вопросы с конкретной темой или проблемой, на которой вы хотите заострить внимание. Такие задания не только развивают воображение и оживляют урок, но и формируют более глубокое осознание фундаментальных основ различных дисциплин и представление о взаимосвязи элементов науки с жизнью.
«Самый самый»
Разделите класс на группы и предложите ученикам составить список “самых-самых”. Это могут быть самые быстрые/медленные/маленькие животные; самые простые/сложные/гениальные законы; самые длинные/широкие/витиеватые реки. Ребята могут придумать самый совершенный компьютер или самую неработающую теорему и тому подобное.
Такая коллективная форма работы стимулирует мыслительную активность, способствует развитию быстроты реакции, сообразительности, находчивости и расширяет кругозор.
«Мозговой штурм»
Помогите ученикам избавиться от стереотипности мышления!
Начните урок с разминки, предложив ученикам дать ответы на простые тренировочные вопросы. Затем, разделив класс на группы, дайте ребятам такое задание, для решения которого требуется нетрадиционное мышление.
Например: превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число. (Ответ: сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть). Поощряйте постоянную генерацию идей, разрешите детям выдвигать самые сумасшедшие, на первый взгляд, решения и запрещайте любую критику, кроме аргументированных обоснований. Будьте терпеливы, благожелательны и остроумны. Стимулируйте работу групп наградой. Вы будете удивлены тем, насколько интересно наблюдать за группами на пике обсуждений, когда самые различные идеи начнут буквально сыпаться из уст даже самых пассивных ребят.
«Грани бриллианта»
Предложите ребятам исследовать один и тот же объект различными способами. Объясните ученикам, что одно и то же понятие можно рассмотреть с разных сторон или с точки зрения различных наук и, таким образом, максимально детально изучить его сущность. Например, попросите дать определение термина “вирус” с точки зрения врача, биолога, программиста, лингвиста и школьника. Полученные результаты создадут объемное пространство, внутри которого ребята смогут увидеть много нового.
«Шесть шляп мышления»
Предложите ученикам примерить 6 шляп различных цветов: красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего. Предупредите ребят, что каждый цвет отвечает за определенный режим и, примеряя шляпу конкретного цвета, мы этот режим запускаем. Кратко охарактеризуйте каждый из режимов:
- Красная Шляпа - эмоции, интуиция, чувства и догадки. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
- Желтая Шляпа - преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества?
- Черная Шляпа - осторожность, суждение, критическая оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки?
- Зеленая Шляпа - творчество, новые идеи, предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
- Белая Шляпа - информация, вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
- Синяя Шляпа - организация мышления, мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Например, в рамках урока литературы, предложите ученикам ответить, в чем состоит противоречивость образа Анны Карениной, формируя дискуссию наводящими вопросами или утверждениями. Такой нестандартный прием позволит не только активизировать мышление учащихся, но и преодолеть некоторые психологические барьеры и комплексы.
И помните, что для выпускника любого образовательного учреждения, главное - не сами знания, а умение мыслить. Интересных и увлекательных вам уроков, коллеги!