logo
1-11 сыныптарға қабылдау

Левши и другие

Частная школа в АлматыЛеворукий ребенок - эта тема в последнее время очень популярна и в научных публикациях, и в литературе для родителей. Причем чаще всего такие дети описываются авторами публикаций как несчастные жертвы нашей системы воспитания и обучения. Были даже попытки создать специальные школы для левшей. Но особых практических результатов они пока не дали. И достоверной статистики о том, что "левшество" обрекает ребенка на неуспех в обычной массовой школе, пока тоже не опубликовано. Есть успешные школьники среди леворуких и есть огромное количество неуспевающих среди детей с традиционной моторной ориентацией.

Грамотный родитель и учитель начальных классов знают, что надо позволить ребенку работать той рукой, какой ему удобно. В этом случае левша развивается нормально. Есть некоторые сложности, но они чисто бытовые. Классических, ярко выраженных левшей всего 5-8 процентов. Вот наш мир и приспособлен для праворукого большинства - от направления написания фраз, разметки на дорогах до расположения дверных ручек.

Как выявить леворукость

Для выявления леворукости, явной и скрытой, существуют специальные тесты. Одним из них вполне могут воспользоваться и родители дошкольников.

Не предупреждайте ребенка, что будете определять ведущую руку. Скажите просто, что дадите несколько заданий, и нужно постараться хорошо их выполнить. Все, что понадобится (бумагу, карандаши, ножницы и т. д.), кладите посередине стола, на одинаковом расстоянии от левой и правой руки.

Задание первое - нарисовать на листе бумаги что хочешь или что можешь. Когда малыш закончит, предложите сделать то же самое другой рукой. Если он говорит, что другой не получится, подбодрите его. Учитывать надо не только то, какой рукой ребенок работает, но и качество рисунка.

Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Предложите несколько коробков и попросите найти в одном из них спичку. Ведущей будет считаться та рука, которой ребенок совершает активные действия - закрывает, открывает, вынимает спичку.

Третье задание - построить колодец из спичек

Четвертое - положите перед ребенком небольшой мяч (например, теннисный) и попросите несколько раз
бросить в заранее намеченную цель. Ведущей считается рука, которой он бросал мяч.

Пятое задание - вырезание по контуру рисунка (например, из открытки). Ведущей рукой ребенок обычно держит ножницы. Но бывает, что он просто плохо владеет ножницами: одной рукой он их держит, а активно работает ведущей рукой - поворачивает открытку.

Шестое задание - нанизывание бисера, бусинок, пуговиц на иголку с ниткой. Ведущая рука - та, которой выполняется активное движение, независимо от того, в какой руке иголка.

Седьмое задание - открывание и закрывание завинчивающихся крышек на пузырьках. Ведущая рука совершает активное движение - крутит крышку или пузырек.

Восьмое задание - развязывание заранее приготовленных узелков. Ведущей рукой ребенок развязывает узел.

Девятое - построить что-нибудь из кубиков. Этот вид работы выполняется обычно двумя руками. Понаблюдайте, какая рука чаще берет, укладывает, поправляет кубики.

Десятое - нарисовать определенный рисунок (дом, дерево, человека), а потом сделать то же самое другой рукой.

Отмечайте для себя ведущую руку в каждом задании. Не привлекайте внимание ребенка к тому, какой рукой он работает. Если больше пяти заданий малыш выполнял левой рукой, и в том числе десятый тест, - это значит, что он классический левша. Все графические задания (письмо, рисунок и т. д.) ему лучше выполнять левой рукой. В пользу этого решения говорит и наличие других левшей в семье.

Есть дети, которые могут писать и левой и правой рукой. Им это безразлично. Поэтому их путают с переученными левшами. Людей, одинаково хорошо владеющими обеими руками, называют амбидекстрами. Такого ребенка можно в дошкольном возрасте потихоньку приучать работать в основном правой рукой. Но прежде удостоверьтесь, что перед вами не классический левша.

На что следует обратить внимание

Вы выяснили, какой рукой ребенок предпочитает работать и при работе какой рукой качество выше. Теперь ваша задача - просто предупредить учителя. Если у ребенка нормально развита мелкая моторика ведущей руки, проблем с письмом должно быть не больше, чем у правшей.

Левшей от других людей отличает не только то, какой рукой они пишут или рисуют. У них сильно развито образное мышление, они часто художественно одарены. А школьная программа построена в основном на логике, рассчитана на детей, у которых преобладает словесно-логическое мышление. Не требуйте от леворукого ребенка совершенства во всем, в том числе и в математике.

Есть дети, у которых вечная путаница в понятиях "право - лево". Родители левшей считают это вполне естественным и ссылаются на леворукость ребенка. Но тогда почему путают "право - лево" праворукие? Запомнить названия нескольких основных цветов и еще нескольких дополнительных ничуть не легче. Однако нормально развитый ребенок легко справляется с этим еще в дошкольном возрасте. Проблемы такого рода связаны, скорее всего, не с леворукостью ребенка, а с недостаточной ориентацией в пространстве вообще и недостаточным развитием пространственного воображения. Такой ребенок затрудняется точно назвать, где расположен предмет (за, перед, напротив, слева, справа и т. д.), при чтении - определить временную последовательность событий (что было раньше, что потом).

Проверьте, как ребенок воспринимает пространственно-временные отношения в услышанном или прочитанном. Например, в таком предложении: "Петя пошел в кино после того, как прочел книгу". Задайте вопрос: "Что Петя сделал раньше?"

Есть специальные упражнения, помогающие преодолеть затруднения с пространственной ориентацией. Приготовьте на листке бумаги в клеточку рисунок - контур животного или какого-то предмета. Можно взять образец узора для вышивания или вязания или придумать свой рисунок. Заранее не сообщайте ребенку, что у него должно получиться. На чистом листке ребенок выбирает с вашей помощью точку для начала рисунка, затем вы диктуете: "Из этой точки проведи линию на одну клетку вниз, теперь на две вправо и т.д.".

По окончании работы ребенок сам сможет оценить результат: если ни разу не отвлекся и не путал право - лево, получится забавный рисунок. Детям очень нравится это полезное упражнение, его можно и разнообразить. Например, ребенок может диктовать взрослому, это вовсе не так просто и служит хорошей тренировкой в пространственном различении.

Для моторной разрядки во время домашних занятий можно использовать упражнение "Открой - закрой ладошки". Взрослый командует: "Левую - закрыть (то есть сжать в кулачок), правую - закрыть, теперь правую открыть, левую открыть, обе закрыть, обе открыть, левую закрыть, правую закрыть и т. д.". Темп постепенно возрастает.

Использован материал сайта adalin.mospsy.ru