Цель лектория для детей и родителей школы «Бакалавриат»:
- Доказано, что наши страдания обусловлены неведением и незнанием.
- Пока мы не будем владеть совершенными знаниями, мы не освободимся от страданий.
- Так, в чем же заключается это совершенное знание? Это знание о себе и о своем «Я».
А как вы понимаете это?
- Действительно, обычно Я понимается как тело и чувство, ум и интеллект.
- Все правильно. С получением знаний Я ввергнуто в изменение и деятельность.
- Но не все сразу.
- Надо пройти долгий и трудный путь, чтобы усвоить ту истину, что Я не тело, не чувство, ум и интеллект.
- Истинное Я – это особое чистое сознание, находящееся вне времени и пространства, вне тела и ума.
- Когда осуществляется такое понимание Я, оно перестает подвергаться соблазнам тела и ума и будет спокойно существовать в самом себе как беспристрастный свидетель физических и психических изменений.
- Каждый человек способен осознать свое истинное Я и достигнуть освобождения.
Так что же происходит сегодня с детьми?
Ответ на этот вопрос нельзя дать в двух предложениях, т. к. проблема действительно сложна и заслуживает пристального внимания профессионалов.
Давайте для начала рассмотрим те условия, в которых развивается современный ребенок, живущий в крупном городе.
Первое, что приходит в голову:
- это повышенный уровень шума;
- загрязненный воздух;
- изменение электромагнитного поля, что связано с современным уровнем развития средств связи;
- большое количество искусственных заменителей и консервантов в продуктах питания.
Это лишь небольшая часть тех экзогенных факторов, которые оказывают влияние на развитие организма и практически не поддаются коррекции.
По статистике сегодня на 100 выпускников школ приходится 198 хронических заболеваний.
Сегодня человечество переживает информационную революцию, выходит в новые энергоинформационные пространства, в школе увеличилось количество дисциплин, увеличился объем учебной информации, что приводит к перегрузке детей учебной информацией, в результате она не просто плохо усваивается, но приводит и появлению хронических заболеваний у школьников.
Прежде всего, страдают пищеварительная и сердечно – сосудистая системы, зрение и опорно – двигательная система. Существующая сегодня система школьного образования не удовлетворяет требованиям сохранения здоровья детей. Парадокс в том, что социально – экономические программы в нашей стране стимулируют усугубление этого положения.
Так что же происходит? Почему наши дети, наш жизненный стратегический ресурс становятся носителями разрушения?
Прежде всего, потому, что система, в которой вынужден жить ребенок, разрушает его физически и нравственно.
Таких педагогов и психологов, способных справиться с любой трудной ситуацией единицы. А что делать, если детей и подростков, нуждающихся в помощи, миллионы! Это те миллионы, которые несут в себе потенциал разрушения и которые могут получить в свои руки оружие. Нужна система, которая будет соответствовать требованиям времени, способная решать поставленные задачи.
Такая система, названная ноосферным образованием, была разработана академиком РАЕН Н.В. Масловой.
К великой радости, психологический подход, на котором базируется ноосферное образование, работает с первой встречи с ребенком.
Наше общение мы начинаем с обращением к высшему потенциалу каждого ребенка и подростка, с установления комфортной зоны общения с ним, с установления поля любви.
Какое благородное удивление и радость испытывает ребенок, когда впервые в своей жизни он узнает, что он тоже что – то может, знает и умеет.
Базовым понятием в этой системе является создание поля любви, т.е. любви безусловной, позволяющей каждому включиться в процесс самопознания, самоактуализации, самопринятия. Ребенок и подросток учатся ощущать, устанавливать комфортную зону мышления и пребывать в ней. Снимаются страхи, фобии, агрессия, появляется позитивный подход к себе и к окружающим.
Отсутствие этих важных элементов в жизни подрастающего поколения порождает новые дополнительные проблемы в обществе. Молодежь начинает искать физическую и эмоциональную разрядку в драках, криминале, спиртных напитках и наркотиках.
Известно, что в каждом ребенке изначально заложен положительный – созидательный личностный потенциал. И уже с 2 лет он может и должен его проявлять. Там где не раскрывается потенциал, формируются комплексы, которые и являются источниками фобий, страха, агрессии.
Учебная информация при помощи методик, воспринимается, усваивается, не нарушая естественных циклов работы организма, что позволяет назвать этот процесс – сбережением здоровья. В процессе обучения включается также и тело, так как оно является биологической антенной, а каждая клетка – хранилище информации. Занятие становится открытием себя, учит быть в гармонии с собой, понимать себя и окружающих.
Принцип доминанты был сформулирован А.А. Ухтомским. Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе (ЦНС).
Это достаточно стойкое возбуждение приобретает значение господствующего фактора в работе прочих центров: оно накапливает в себе возбуждение от отдельных источников, а также тормозит способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение.
Например, человек в порыве творчества может забывать о еде и сне. Это пример физиологической доминанты. Патологическая доминанта представляет собой резко усиленный против нормы очаг возбуждения в ЦНС. Причиной может стать травма, инфекция, стресс, неотреагированная токсическая эмоция: гнев, боль, страх, обида. Состояние патологической доминанты, в отличие от физиологической, является вредным для организма ее носителя, т.к. ограничивает его приспособление к окружающей среде. Патологическая доминанта создает в организме условия для затягивания или рецидива болезненного процесса.
I – энергетический блок,
II – блок приема, переработки и хранения информации (исходящей из вне),
III – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности,
IV – периферический отдел приема информации.
1 – задний гипоталамус,
2 – передний гипоталамус,
3 – неспецифические ядра,
4 – специфические ядра,
5 – ассоциативные ядра,
6 – ядро слухового пути,
7 - ядро зрительного пути,
8 – корковый отдел обонятельного анализатора,
9 – корковый отдел вкусового анализатора,
10 – ядро вестибулярное,
11 – ядра, связанные с движением туловища,
12 – ядро, связанное с движением рук и ног.
Г– гиппокамп,
П– парагиппокампова извилина,
М– миндалина,
З – зубчатая извилина.
Схема №1 «Структурно-эмоциональная модель работы мозга», по схеме Н.А. Давыдовской
Долговременная память – образная память, единица которой – символ. Долговременная память – это память вида и рода, она связана с бессознательным. Ребенок приходит в этот мир уже с символами коллективного бессознательного – архетипами, первообразами, символьным выражением опыта предшествующих поколений.
Целостная личность обретает внутреннюю опору, благодаря связи с опытом предшествующих поколений через долговременную память. Целостная личность способна успешно решать свои проблемы и строит отношения с людьми в восходящем потоке. Такой способ мышления предотвращает перенапряжение в нервной системе и является основой профилактики психосоматических заболеваний.
Традиционная «левополушарная» методика базируется в основном на кратковременной памяти при участии значительно меньшего количества нейронных ансамблей головного мозга, и преимущественно, левого полушария (центры речи и слуха). При этом значительная часть подкорковых структур, связанная с лимбико-ретикулярным комплексом и эмоциями, не только исключается из процесса восприятия и переработки информации, но подавляется на каждом уроке. Это ведет к перенапряжению нервных центров, связанных с биологическими мотивациями, что предрасполагает к образованию патологических доминант в 1 блоке головного мозга (энергетическом).
Преобладающая мотивация на уроке – не получение удовольствия от процесса познания, а стремление избежать наказания (порицание, плохая оценка). Кора головного мозга подавляет подкорку, а в разуме личности социальный аспект подавляет биологический, что ведет к неврозам и психосоматическим заболеваниям. Ситуация обостряется в последние десятилетия, так как растет объем информации, надо много знать и уметь, чтобы занять достойное место в социуме. Кратковременная память уже не выдерживает нагрузки. Свободного времени мало не только у взрослых, но и у детей – для отдыха, творчества. В результате растет заболеваемость и у взрослых и у детей.
Нецелостность мышления проявляется и в том, что человек умом понимает, что планета в целом в опасности и надо что–то делать для экологии. А мышление, ограниченное рамками кратковременной памяти, направлено на решение проблем и достижение ближайших целей, связанных с сиюминутной выгодой.
Периферическое зрение обеспечивают 110-125 млн. рецепторных клеток – палочек, которые являются рецепторами, воспринимающими световые лучи в условиях слабой освещенности, т.е. бесцветное, или ахроматическое зрение. Центральное зрение обеспечивают 5-7 млн. рецепторов – колбочек.