Проблемы воспитания возникают не позже того, как запущен сам процесс воспитания, то есть сразу после рождения человека, хотя многие философы считают, что он начинается гораздо раньше.
Новорожденный попадает в определенный круг общения, семью, где его воспитывают (питают, осуществляют уход.) В древней Руси первых воспитателей так и называли - «кормильцами». Насколько сознательно (бессознательно) воспринимает ребенок в первые месяцы жизни окружающее, можно только догадываться, или принять «на веру» одну из многих теорий по этому вопросу. Но то, что взаимное проникновение происходит – бесспорно. Различная реакция на кого – то или что -то, - тому подтверждение.
Возникновение вербального контакта открывает, ускоряет и облегчает процесс обмена информацией и чувствами. Ребенок, как будто спешит выплеснуть из себя все, скопившееся и не высказанное за время вынужденного молчания, и получить ответ на многие вопросы. Родителям следует обратить самое серьезное внимание на этот момент. Не отмахнуться, не ограничиться стандартным бессмысленным ответом, а попытаться сразу установить контакт, не на ментальном уровне, но более тонком - духовном. Эти первые контакты во многом определят степень будущего понимания между «отцами и детьми». Без понимания – нет общения, без общения – нет осознанного восприятия опыта и принципов, даже самых близких людей. Современное общество вмещает в себя множество идеологий; культур и субкультур; учений и лжеучений, каждое из них стремиться к экспансии и вовлечении в свои ряды новых адептов. Для того чтобы, путем проб и ошибок, разобраться в их истинности или ложности не хватит жизни. Хуже того, первое, наугад принятое, может поработить и безвозвратно нарушить психику. Очень важно с малых лет научить ребенка мыслить критически, дать ему азы понимания истинных критерий «добра и зла». Дающий, не может и не должен определять эти критерии произвольно, полагаясь на личный опыт. Они высечены на скрижалях, общепринятых морально – нравственных, человеческих ценностей.
Не следует смотреть на ребенка с высоты своего неоспоримого, безоговорочного превосходства. Любые действия, поступки и указания, должны быть логичны и, в случае необходимости, объясняемы. Если ребенок, по какому-либо вопросу, имеет свое мнение, отличное от вашего, например, обожает игры на, то нужно выяснить: на чем оно основано? - и вместе с ним проанализировать на сколько оно верно. Это нужно делать без нажима. Сохраняя за ребенком право на выбор, с осознанием того, что любое действие - рождает противодействие. И если постоянный психологический напор не проломит и не сплющит детскую психику, то обернётся отторжением и неприятием. Воспитание - работа каждого дня. Для того чтобы она не стало тягостной и не превратилось в ярмо, нужно разглядеть в ребенке резерв собственного развития и самовоспитания. Каждый поступок и действие родителей, могут быть гораздо более эффективным воспитательным средством, чем беспредметные разговоры. Ребенка, особенно в наше время, невозможно и не нужно отделять от социума, но возможно вложить в него личностные качества, которые дадут ему волю не прогнуться «под изменчивый мир».
Не стоит втягивать и заключать детей в рамки своего прошлого опыта. Время уплотняется, ускоряя процесс изменения общества. Суждения «времён очаковских» выглядят нонсенсом в глазах последующих поколений. Столкновение прежних устоев и принципов с новыми интересами и устремлениями, являются причиной конфликта поколений. Все, что происходит, нужно принимать не в штыки, а как данность. Посмотреть на мир глазами своего ребенка, значит понять его, стать соучастником в его жизненных коллизиях, стать ему лучшим другом.
Лучшая школа Алматы
Источник: vitamarg.com