Современные первоклассники приходят в школу достаточно подготовленными: они умеют считать, читать по слогам, а некоторые даже писать. При этом данные навыки не являются обязательными для приёма в школу. Но после первого года обучения знания, умения и навыки учащегося должны соответствовать ряду требований, главным из которых является способность малыша читать на скорость.
Показатель скорости чтения в первом классе
Отечественные школы, принимая ребёнка в школу, предъявляют к бывшему детсадовцу следующие требования:
- умение прямого и обратного счёта от 1 до 20;
- знание элементарных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
- различать листья и плоды деревьев и кустарников, характерных для данной местности.
Умение читать приветствуется, но не требуется. При этом уже после первого полугодия оценка скорости чтения становится основным показателем успеваемости малыша. В советское время этот показатель носил название «песочные часы»: за одну минуту, которая необходима, чтобы пересыпался песок, ребёнок должен был прочитать минимум 47 слов. Сейчас этот показатель уменьшился до 40. По скорости и качеству чтения можно судить о том, насколько хорошо первоклассник усваивает информацию, умеет выстраивать логические цепочки в прочитанных предложениях, анализирует смысл прочитанного.
Требования к качеству текстов
Для того чтобы объективно оценить скорость чтения первоклассника и его способность осмыслить прочитанное, к текстам предъявляется ряд требований:
- постепенное усложнение смысловой стороны;
- первые образцы для чтения должны состоять из простых двусложных слов с повторяющимися гласными (ка-ша, ма-ма);
- усложнение материала начинается с появления многосложных слов;
- к середине третьей четверти добавляются слова с шипящими;
- в конце года дети должны читать стихотворные тексты.
Нормы
Определение норм в освоении тех или иных навыков – это особенность советской и постсоветской педагогической системы. В западной и американской педагогике не существует конкретных цифр, определяющих уровень развития малыша. Их образовательные схемы строятся на определении качества материала, предложенного для обучения. Российский образовательный стандарт (ФГОС) в последней редакции также не даёт конкретных цифр скорости чтения. Он предъявляет только требования к качеству:
- выразительность (умение ставить смысловое ударение, делать необходимые паузы);
- осознанность (понимание сути прочитанного и соответственное изменение интонации, смысловых акцентов текста или предложений);
- умение логически соединять прочитанные слова и предложения;
- способность анализировать прочитанное (на уровне оценки действий или поступков, о которых идёт речь);
- воспроизведение слов, а не букв или слогов в процессе чтения;
- чёткое произнесение всех звуков в словах.
При этом программы, по которым идёт обучение в школах, дают цифровые нормы скорости чтения в первом классе, начиная с конца первого полугодия.
Лучшая частная школа в Алматы
Источник: paidagogos.com