logo
1-11 сыныптарға қабылдау

Свобода личности. Что значить быть свободным?

30 қараша 2018

Частная школа в АлматыВ последнее время очень много говорят о свободной личности. Как быть свободным, как воспитать ребенка свободным, кто должен это делать, что значит быть свободным. Вот все говорят «Будь свободным», но никто не объясняет, что это такое.

Если сложить воедино все высказывания о том, что значит быть свободным, по мнению авторов (разных авторов) получается следующий портрет свободного человека. Добрый, не вмешивается в жизнь других людей (если только это не близкие люди), меценат, ответственен, патриот своей страны, независим от системы и вообще от всего независим. Свободные люди нужны обществу чтобы стать свободным и справедливым. (Что-то многовато у меня «свободы» для нескольких предложений.)

И в большей части этих статей (или заметок) говорится, что школа не учит наших детей быть свободными, поэтому этим должна заниматься семья. Для меня не все понятно в этих высказываниях, например, быть свободным ОТ ЧЕГО? И как можно быть свободным от системы? Но меня, по крайней мере, успокаивает то, что слово свобода не синоним больше слову анархия, как было в еще недавнем прошлом.

Как воспитывать свободную личность, если сам не до конца понимаешь, что значит быть свободным, а в большинстве семей об этом даже не задумываются, так как главное для них – прокормить и одеть-обуть детей. А о воспитании свободной личности и не вспоминают, а все потому, что огромное количество сегодняшних родителей самих не учили быть свободными, а совсем наоборот. И далеко не все смогли освободиться от стереотипов, навязанных нам школой и прочими учебными заведениями. Таких людей много, но других, к сожалению, больше. Возможно, кому-то повезло с учителями. Мне – нет. И я думаю, что не все родители подходят, как воспитующее звено. В большинстве случаев мы воспитываем своих детей точно так же, как воспитывали нас.

Семья, родители являются доминантой, мы либо подражаем своим родителям, либо отрицаем все, чему они нас учили и пытаемся жить с точностью до наоборот. Я уж не говорю о тех семьях, где отец или оба родителя попивают горькую. А ведь таких семей очень и очень много. И обществу, в большинстве случаев, наплевать на детей там растущих. Не голодает, не бьют до синяков и травм, ходит в школу, и ладно. Так что далеко не каждая семья на данном этапе может вырастить свободных, мыслящих людей. Я не обобщаю, есть исключения. Но пройдет, наверное, не один десяток лет, прежде чем у людей поменяется сознание. И только когда у нас в голове все чему нас сейчас учат с экранов телевизора и со страниц газет, сложится в ясную картинку, мы начнем меняться к лучшему, общество начнет меняться. Человек должен разобраться со всем тем мусором, который упорно запихивают нам в головы СМИ. Отсеять ненужное и вредное, принять в себя полезное для себя и своих детей, для своей жизни.

Теперь о том, что касается развития личности в школе. Конечно, школа должна прививать и чувство патриотизма, и умение жить, и не только учить детей читать и писать, но и о жизни беседовать, о преодолении трудностей, учить быть порядочными и добиваться своей цели. Дети должны знать, что такое благотворительность, как достичь успеха в своей деятельности. Ведь школа она для того и нужна, чтобы учить. Не только грамоте, но и жизни. И не нужно говорить, что за свою небольшую зарплату, учителя не будут этого делать. То, что не будут, совершенно очевидно, но дело не в оплате труда, а в самом труде. Не будут, потому что сами не знают как стать успешными. И материальный стимул здесь не играет роли. Опять не обобщаю, есть исключения.

Я ращу сейчас детей. Научила их тому «что такое хорошо и что такое плохо», позволяю им высказывать свою точку зрения и соглашаюсь с ней, если она правильная, и спорю, если нет. Спрашиваю совета, но все, конечно, в соответствии с их возрастом. Учить их быть независимыми? Быть совершенно независимым никому еще не удавалось. Все мы от чего-то или от кого-то зависим. Другое дело, как к этому относиться. Как к неизбежности и переживать постоянно по этому поводу, продолжая с этим жить или бороться всеми способами? А может просто не обращать внимания на зависимость? И сейчас меня не очень волнует, быть свободным или не быть, просто потому, что я не до конца понимаю, ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СВОБОДНЫМ? А вы? Вы понимаете?

Частная школа в Алматы

Источник: vitamarg.com


Кері қайту