Для педагогов очевидно, что выполнение домашних заданий играет исключительно важную роль в успешном освоении ребенком программы. Мнение родителей по этому вопросу может существенно расходиться с мнением учителя. К тому же родители могут выбирать самые разные способы оказания помощи ребенку во время приготовления уроков: кто-то терпеливо сидит рядом с ребенком, кто-то периодически покрикивает «Ты делаешь уроки?», а кто-то вообще не вникает в тонкости домашних заданий. Поэтому ознакомление родителей с приемами помощи ребенку в приготовлении уроков является важной задачей педагога и психолога начальной школы.
Данное родительское собрание предполагает активную групповую работу. Общая продолжительность собрания — от 1,5 до 2 часов.
Как при проведении любого тематического родительского собрания, важно объявить тему заранее и по возможности не включать в повестку дня организационные вопросы. Конечно, на такое собрание может прийти меньше родителей, но те, кто придут, будут готовы к обсуждению данной темы.
Собрание проводится совместно учителем начальных классов и психологом.
Цель данного собрания — повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области помощи ребенку в выполнении домашних заданий.
Необходимые материалы: оборудование для показа презентаций, два листа ватмана и цветные стикеры (листки бумаги с липким краем) или доска и мел/маркеры, бумага формата А3 или бумага для флипчарта, памятка «Организующие вопросы», карточки с примерами заданий по русскому языку и/ или математике.
Подготовка к собранию
Необходимо заранее подготовить на ватмане или на доске две горизонтальные линейки. Линейки предназначены для опроса родительского мнения, поэтому они должны быть довольно длинными и крупными.
Первая линейка оформляется следующим образом: с одного конца написано «Домашние задания необходимы в школе», с другого — «В школе можно обойтись без домашних заданий». Вторая линейка оформляется аналогично: с одного конца написано «Ребенок должен делать уроки самостоятельно», с другого — «Ребенок должен делать уроки вместе с родителем».
Перед началом собрания психолог просит родителей выразить свое мнение по поводу вопросов, указанных на линейках. Для этого он предлагает родителям стикеры и просит их наклеить стикеры на линейке таким образом, чтобы они отражали степень согласия или несогласия с данными утверждениями. Например, если родитель считает, что ребенок должен делать уроки исключительно самостоятельно, стикер следует наклеить как можно ближе к первому утверждению. (Если утверждения написаны на доске, можно отмечать мелом.) Подписывать стикеры не нужно.
Предварительное обсуждение
В начале собрания педагог и психолог приветствуют родителей и объявляют тему собрания.
Затем психолог обращается к анализу первой линейки и говорит:
— Перед началом собрания я попросила вас высказать свое мнение относительно необходимости домашних заданий. Давайте посмотрим, какие у нас получились результаты.
В зависимости от полученных результатов психолог комментирует итоги. Если большинство родителей считает, что домашние задания необходимы, можно сказать:
— Итак, мы все согласны с тем, что уроки необходимы для успешного обучения. Замечательно, что мы с вами согласны в этом вопросе!
Если значительная часть родителей считает, что без уроков можно обойтись, следует отметить:
— Действительно, может показаться, что основная часть обучения происходит в школе и домашние задания ни при чем. Но давайте совместно подумаем, какую роль они играют в развитии детей.
«Незаконченное предложение»
Педагог спрашивает родителей:
— Как вы думаете, для чего нужны домашние задания? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.
Далее педагог и психолог делят родителей на группы по 5–7 человек. Каждая группа получает незаконченное предложение о домашних заданиях и должна в течение пяти минут дать как можно больше вариантов их завершения. Например: «Домашние задания нужны, потому что…». «Домашние задания учат ребенка…». «Без домашних заданий дети не смогут…». Каждая группа получает лист бумаги формата А3 или же бумаги для флипчарта, на которых написаны данные незаконченные предложения. Варианты окончания предложений нужно написать на том же листе.
После завершения работы педагог и психолог просят родителей озвучить варианты продолжения предложений. Листы с вариантами прикрепляются на доску. Маркером нужно отметить те ответы, которые совпали в разных группах.
Мнение родителей и комментарий специалистов
Учитель подводит итог этого упражнения и отмечает, что домашние задания — важная часть обучения в школе, так как уроки помогают закрепить знания, полученные в классе, и сформировать у ребенка навыки самостоятельной работы.
Педагог. В классе большую часть времени ребенок работает под руководством учителя или может ориентироваться на одноклассников. А приготовление уроков дает ему возможность разобраться в материале самому, не опираясь на чью-либо помощь.
Таким образом, домашние задания прежде всего предназначены для развития у детей навыков самостоятельной работы. При этом необходимо понимать, что самостоятельность, как любая другая характеристика, развивается постепенно и не возникает сама по себе. Давайте вспомним, как наши дети учились ходить: сначала мы их водили за руку, а потом они постепенно учились ходить сами. Точно так же постепенно развивается самостоятельность: сначала мы помогаем ребенку, но постепенно доля помощи должна уменьшаться.
Психолог. Давайте посмотрим, какого мнения придерживаются родители нашего класса по поводу помощи детям в приготовлении уроков. (Психолог обращается ко второй линейке.)
Результаты опроса также нужно комментировать в зависимости от полученных результатов. Если большинство родителей согласны с тем, что ребенок должен делать уроки сам, можно сказать:
— Мы с вами считаем, что дети должны делать уроки сами, давайте теперь обсудим, как же этого добиться.
Если же многие родители полагают, что ребенок должен делать уроки с родителями, можно сказать:
— В начальной школе помощь в приготовлении уроков ребенку необходима, но важно помнить, что это временно, постепенно важно приучать ребенка делать уроки самостоятельно.
Необходимые условия
Давайте рассмотрим, какие же условия необходимы, чтобы домашние задания способствовали развитию ребенка. Таких условий три:
- режим и правильная организация,
- организующая помощь,
- мотивация.
Режим и организация
— Нормальный, физиологичный режим любой деятельности предполагает чередование работы и отдыха. Вспомним из школьного курса биологии, как работает сердце: нормальный сердечный ритм означает, что сердце сначала сокращается, а потом расслабляется. Именно это помогает ему работать много лет без перерыва. По тому же принципу организованы уроки в школе: уроки перемежаются переменами.
Конечно, мы часто сталкиваемся с тем, что дети, даже в начальной школе, делают уроки по 4–5 часов. Если делать уроки по нескольку часов без перерыва, продуктивность деятельности снижается. Понаблюдаем, почему ребенок делает уроки так долго. Может быть, это мы заставляем ребенка сначала выполнить задание на черновике, а уже потом переписать начисто? Или мы не делаем перерывов? Или ребенок садится за уроки уставшим после школы?
Правильная организация приготовления уроков означает, что нужно придерживаться следующих принципов :
- Садиться за уроки примерно в одно и то же время.
- Отводить на домашние задания дневное, а не вечернее время. Если ребенок ждет маму с работы и садится за уроки в 8 часов, результативность его работы небольшая.
- Давать ребенку отдохнуть после школы.
- Делать уроки не более 2 часов. Проанализируйте, на что тратит время ребенок, и подумайте, как его можно оптимизировать.
- Делать перерывы во время приготовления уроков. Во время перерывов сделайте с ребенком гимнастику, подвигайтесь, проветрите комнату.
Теперь давайте обсудим, как организовать для детей оптимальный режим приготовления уроков.
Далее продолжается работа в группах. Каждая группа получает задание обсудить, как они организовывают приготовление уроков детьми, что из данных рекомендаций они уже выполняют, а что могут попробовать применить. Педагог дает группам 5–7 минут на обсуждение, а затем просит сформулировать самые главные мысли, которые обсуждались в группе.
Организующая помощь
Психолог спрашивает родителей:
— Кто из вас делал уроки самостоятельно? Поднимите руки, пожалуйста. А с какого класса вы делали уроки сами?
Конечно, мы с вами росли совсем в других условиях, мы были гораздо более самостоятельными. Нашим детям приходится этому учиться. Так что особенно важно помнить, ЗАЧЕМ мы помогаем ребенку делать уроки. Смысл родительской помощи не в том, чтобы сделать уроки ЗА ребенка, а в том, чтобы научить его работать самостоятельно.
В этом нам могут помочь организующие вопросы, которые не дают ребенку готовых ответов, а побуждают его задуматься над планированием собственной деятельности самостоятельно.
В случае контроля мы говорим: «Запиши условие. Теперь запиши ответ. Здесь не «а», а «о», исправь». А вот пример организующей помощи: «Что ты теперь будешь писать? В этой строке у тебя одна ошибка. Найди ее».
Давайте рассмотрим примеры организующих вопросов (педагог раздает родителям памятки и обращает их внимание на презентацию).
1. Помощь в планировании выполнения задания. Например: «Как ты будешь решать эту задачу? С чего ты начнешь? Что ты сделаешь сначала, а что потом? Расскажи, как ты будешь выполнять это задание».
Очень важно: проговаривать не конкретные этапы решения учебной задачи («Сначала пишем вот эту формулу»), а помогать ребенку по возможности обозначить последовательность действий самостоятельно.
2. Помощь в организации собственной работы. Например: «Что тебе предстоит сделать? Что ты будешь делать сейчас? Как ты считаешь, сколько времени это займет? Как ты распределишь время?».
3. Помощь в осуществлении самоконтроля. Необходимо не указывать на недостатки и ошибки напрямую, а помогать находить эти ошибки самостоятельно. Это можно сделать следующими способами: — указание на наличие ошибки без выделения непосредственно ошибочного ответа (указывается количество ошибок, строка, в которой есть ошибка, и т.д.); — привлечение ребенка к оценке собственной работы («Удалось ли тебе достичь поставленных целей?»); — оценка ребенком выполнения задания по нескольким параметрам (скорость, точность, правильность).
Психолог спрашивает родителей:
Как вы думаете, какие организующие вопросы можно задать ребенку, если ему надо выполнить такое домашнее задание?
Затем продолжается работа в группах. Каждая группа получает карточки с примерами домашних заданий. Например: «№ 197. Вычисли длину ломаной, состоящей из 4 звеньев по 3 см, 3 звеньев по 5 см и 2 звеньев по 7 см».
Педагог предлагает родителям сформулировать все возможные варианты организующих вопросов к этим заданиям. Группы работают в течение 5–7 минут, затем каждая группа озвучивает результаты своей работы.
Мотивация и настрой
Психолог снова обращается с вопросом к родителям: — Пожалуйста, поднимите руку те из вас, кто в школьные годы любил делать уроки или садился за них с удовольствием.
Если кто-то из родителей поднимет руку, попросите его прокомментировать, что, на его взгляд, помогало относиться к урокам положительно. Не нужно ставить перед собой задачу сделать так, чтобы ребенок полюбил делать уроки. Но можно помочь ему преодолеть негативное отношение к этой деятельности.
Какими делами ребенок занимается с удовольствием? (Психолог выслушивает ответы родителей.) Прежде всего теми, которые он делает в соответствии с собственными интересами. Но помимо этого дети предпочитают занятия, в которых они успешны и которые им удаются.
Давайте посмотрим на себя со стороны: когда мы помогаем ребенку садиться за уроки, как часто мы настраиваем его на успех? Подчеркиваем ли мы сильные стороны ребенка, замечаем ли то, что ему особенно удалось? Если приготовление уроков проходит в атмосфере критики и замечаний, неудивительно, что дети не хотят садиться за домашние задания.
Что же можно сказать ребенку, чтобы настраивать его на выполнение домашних заданий?.
Настраивайте ребенка на то, что уроки ему по силам и он с ними легко справится. Скажите ему: «Я думаю, мы все сделаем быстро, там нет для тебя ничего сложного».
Обязательно обращайте внимание на то, что у него хорошо получилось: решенная задача или написанная буква.
Избегайте критики личности ребенка, критикуйте только результат его деятельности. Не надо говорить «Ты такой рассеянный», лучше сказать: «В этом задании пропущено одно слово».
Комментируйте сильные стороны ребенка:
«Ты внимательный», «У тебя хорошая память». Очень часто можно встретить различные рекомендации относительно того, с какого предмета лучше начинать: с устного или письменного, с трудного или легкого. Однако не может быть единого правила, подходящего для всех учеников без исключения: один ребенок долго настраивается на работу и ему лучше начинать с легкого, а другой быстро устает и ему проще сначала выполнить самое трудное задание. Предложите ребенку самому выбрать, с чего начать и в какой последовательности делать уроки. Это даст ему возможность почувствовать, что даже в этой деятельности у него есть пространство для выбора.
При этом приготовление уроков ни в коем случае не должно превращаться в игру. Можно использовать какие-это элементы игровой мотивации в первом или втором классе (например, «Давай посмотрим, кто из нас быстрее справится с этой задачей»), но излишне часто этим приемом пользоваться не стоит.
Снова предложите родителям объединиться в группы. Попросите каждого родителя продолжить фразу: «Когда я буду помогать моему ребенку делать уроки, я скажу ему…».
В конце собрания стоит подвести итоги и закончить его на позитивной ноте:
— Итак, мы с вами обсудили, что помощь ребенку в приготовлении уроков складывается из трех составляющих: режима, организующих вопросов и позитивного настроя. Я уверена, что каждый из вас сможет найти что-то для себя, что поможет вам и вашему ребенку максимально продуктивно использовать время приготовления домашних заданий.
Методические комментарии
В рамках собрания не стоит публично обсуждать или комментировать, каким образом конкретный родитель помогает ребенку делать уроки. Все частные вопросы лучше обсуждать в индивидуальной беседе.
При разделении на группы лучше объединять в одну группу родителей, которые хорошо знают друг друга и которым будет комфортно работать вместе.
В качестве примеров заданий для собрания использованы упражнения из учебников по русскому языку и математике для 3-го класса издательства «Вентана-Граф», однако их можно заменить на любые другие на усмотрение учителя.
Набор в 1 класс в Алматы
Источник: 5psy.ru