Степень автономии ребенка отражает прогресс в его развитии — физическом и психологическом. Отнятие от груди, формирование способности сделать первые шаги, приобретение навыков опрятности, начало пребывания в детском саду — все эти этапы жизни ребенка соответствуют стадиям его развития, в ходе которых он и становится автономным.
У автономии — два аспекта. С одной стороны, она становится результатом нормального роста, «взросления», по мере которого малыш начинает использовать недавно приобретенные им способности: он хочет делать что-то как взрослые. С другой стороны, родители требуют от него самостоятельности, а это не всегда определяется готовностью малыша к автономии.
Приближение к автономии — не линейный процесс. Иногда ребенок в одних случаях ведет себя так, будто мечтает навсегда остаться младенцем, а в других — сопротивляется, когда ему что-то велят или даже просто советуют взрослые: он хочет делать по-своему — и это его способ показать свою от них независимость.
Детей раздирают противоречивые желания: им хочется сразу и вырасти поскорее, и остаться маленькими. Темп эмоционального развития не совпадает с темпом когнитивного, или познавательного, и психомоторного развития. Часто случаются временные периоды соскальзывания на более ранние этапы.
Он показывает, что хочет скорее вырасти До года желание автономии выражается в попытках подражать действиям взрослых или старших детей. К концу первого года жизни моторное развитие и осознание своей телесной автономии позволяют ребенку демонстрировать, что он желает обходиться без вашей помощи.
- Разрешите ему делать что-то самостоятельно — тащить в рот, хватать: это переход от пассивной позиции к активной.
- Он с каждым днем может совершать все больше действий руками — берет еду, подносит ее ко рту.
- Постепенно ему все меньше нравится, когда его кормят (положение младенца, грудничка), и он хочет «кушать сам».
Начиная с двух лет ребенок приобретает — опять-таки с каждым днем — всё большую самостоятельность в движениях: он ходит, он пробует сделать то или другое, так или иначе, он трогает всё вокруг и пытается манипулировать предметами, он непрерывно исследует окружающий мир.
- Необходимо установить границы возможного, иначе действия ребенка могут стать для него опасными.
- Обеспечив малышу минимальную безопасность, позвольте ему проявлять инициативу: он быстро научится реагировать на возможный риск.
- Подбадривайте ребенка и успокаивайте его, если после нескольких падений он боится что-то делать сам. Быть автономным — это в том числе, и научиться преодолевать страх. Если в какой-то ситуации вам тревожно за малыша, постарайтесь, чтобы он этого не чувствовал, и избегайте подобных ситуаций.
- К трем годам ребенок уже способен предчувствовать риск при том или ином действии. Не подталкивайте его к потенциально опасным действиям, но помогайте, если он сам решил их предпринять, не стоит в этом случае думать, что лучший способ — учиться на ошибках.
Трехлетний ребенок хочет всё делать как взрослые. Он пытается подражать старшим братьям и сестрам, родителям, и это нормально, потому что навыки часто приобретаются именно при подражании.
Если малыш к тому же еще и говорит «как большой», нам кажется, будто он действительно повзрослел, но не надо идти на поводу у этой иллюзии: никакой он пока не взрослый, и в этом возрасте герои еще очень нуждаются в ласке!
Между тремя и шестью годами, и даже позже, ребенок все еще не способен обходиться без ваших указаний, ему нужны и ваша помощь, и ваши советы.
- Приспосабливайте требования самостоятельности к возрасту вашего ребенка. На первом месте пока должна быть «автономия с поддержкой».
- Малыш еще не понял, как лучше действовать, не овладел, так сказать, методикой действий, и когда он что-то делает, у него редко получается идеально. Вам следует понимать это, не критиковать и поощрять дальнейшие попытки делать не удавшееся с первого раза.
Если ребенок хочет оставаться младенцем
В некоторых областях развития ребенку иногда необходимы паузы — для того, чтобы он мог быстрее развиваться в других областях, требующих всей его энергии.
Иногда — например, во время болезни или когда в доме появляется новорожденный — может даже случиться временный, преходящий возврат назад. Некоторые дети, внезапно для них оказавшись в роли старших, требуют в этот период кормить их из бутылочки или давать им пустышку, снова начинают мочиться в постель, сюсюкают, хотят носить памперсы…
- Не наказывайте ребенка, не ругайте его, прислушивайтесь к его просьбам, но говорите ему, что вам не хочется снова видеть его младенцем. Нужно как следует объяснить ребенку, что его «возврат в детство» отнюдь не отражает вашего желания.
- Находите в течение дня время, когда можете заниматься только ребенком.
- Проявляйте терпение: безусловно, это не лучший момент требовать от малыша, чтобы он отвыкал от соски, пусть даже ваше требование вполне законно.
Ему вот-вот исполнится шесть лет, но, на ваш взгляд, он недостаточно самостоятелен
Ваш ребенок не может сам одеться, почистить зубы, он просит вас помочь, когда надо найти игрушку, книжку или достать чашку. Пусть вас это не беспокоит! Период, когда любое продвижение вперед переживалось вашим малышом как победа на пути к автономии, прошел, в этом возрасте автономия отражает главным образом ваши требования.
- Мотивацией необходимости автономии для ребенка, приближающегося к «сознательному возрасту», служит уже не только гордость его быстрым продвижением вперед. Важно, чтобы малыш чувствовал себя ответственным за свои действия.
- Объясняйте ему, что стать автономным значит, первым делом научиться самостоятельно умываться, одеваться и т.п., то есть обслуживать себя самого.
- Кроме того, теперь вы можете попросить его убирать свои игрушки (хотя бы не все) и/или выбрасывать ненужные бумажки в мусорное ведро. Но не стоит нервничать и сердиться, если он делает это медленно: малыш еще не овладел навыками, которые есть у взрослых.
- Автономный, самостоятельный ребенок четко выполняет то, что от него требуется. Однако его непослушание — совсем не обязательно знак того, что он недостаточно самостоятелен. Важно, чтобы малыш пусть не сразу, но в конце концов сделал-таки то, чего от него ждут. Отсрочка в таких случаях свидетельствует только о его нежелании повиноваться лишь из-за того, что «так надо».
- Выбирайте время, когда вы полностью в распоряжении ребенка и никуда не торопитесь, иначе может получиться, что вы всё делаете за него.
Не стоит думать, что даже в том возрасте, который называют сознательным, самостоятельность, ставшая результатом развития малыша, прогресса его в той или иной области, сразу же приводит к социальной автономии и автономии в семье. Такая автономия возникает в ходе воспитания, пока она далеко еще не достигнута и будет формироваться параллельно с осознанием ребенком своей ответственности.
В течение всего этого времени, воспитывая малыша, вы должны лавировать между его способностью быть самостоятельным и ответственным и его более или менее осознанным стремлением к независимости, которая кажется ребенку необходимой, чтобы не чувствовать себя заброшенным, ненужным.
Автономия — в целом может пониматься как все большее на протяжении жизненного пути полагание на собственное «я», умение дистанцироваться от поступков, мнений, ценностей окружающих, владеть собственным поведением. Начинается автономизация с разделения единства ребенка с мамой, первоначального выделения себя из близкого социального окружения.
Лучшая частная школа в Алматы
Источник: 5psy.ru