Будущее молодого поколения Казахстана зависит от его стремления к знаниям, а не от престижности университета, которые они окончили, считает президент Казахстана Назарбаев Нурсултан Абишевич. Все зависит от человека – захотел ли он воплотить свои знания в жизнь. В настоящее время - это опора на глубокие знания, - говорит Н.А. Назарбаев: страна движется к пост-индустриальному миру, в котором правит триада «образование-наука-инновации». Осилить их под силу только педагогам новой формации, которые имеют особые мозговые способности.
Если педагог и руководитель умеют увидеть прогрессивные тенденции в образовательном процессе, то в трудных условиях реформирования школы они смогут быть инициатором и лидером в разработке модели нового образования, необходимое в настоящее время.
В новом столетии с его глобальными проблемами, пронизанные новыми информационными технологиями ещё более остро требуется от молодых поколений готовность научно конструировать оптимальные отношения между обществом, человеком и природой.
Количеством разных разрозненных предметов не решается формирование нового облика человека. Сегодня актуально интегрирование всех гуманитарных и естественных знаний, которые призваны воспитать у молодого поколения нравственное отношение ко всему живому, к человеку как к наивысшей ценности. Формированию нового облика человека способствует биоэтика. Сегодня человек способен «творить» уже не только мир природы, но и самого себя. Истоки этого «творения» выходят за пределы науки и могут коснуться каждого человека.
Переживание человека своего «Я», его единство с его окружающим миром и включенность в него определяется через самоопределение и развитие самосознания. Человек биологичен и с помощью гуманитарных наук он стремится познать свою социальную природу. Развитие человека зависит от того, что ему дано природой, и от того, что ему даёт культура своего народа, этноса, и как он обучается и получает образование. Размышляя над ответами на них, он заставляет работать свой мозг в режиме напряжённости, пытаясь охватить Мир в целом (Универсум) и определить своё место в нём.
Восприятие и обработка информации левым и правым полушариями мозга различаются. Левое полушарие обеспечивает логико-вербальный тип восприятия и переработки информации, правое - пространственно-образный тип.
Классическая педагогика построена на логическом типе мышления. Перед педагогом, у которого доминирует левополушарное мышление, стоит задача встать на путь организации процесса обучения, где будут задействованы оба полушария мозга, т.е. целостное мышление.
Для педагога важно понимать то, что речь идёт не о людях, которые «лучше» или «хуже», а о том, что механизмы решения задач у разных людей отличаются, что они могут быть несколько другими, более длительными и энергозатратными.
В идеале каждый человек должен был бы иметь одинаковые потенциальные способности к обучению и образованию. В зависимости от требований конкретной среды и ситуации, он был бы способен включать в переработку информации функциональные системы либо левого, либо правого полушария. Однако в реальной действительности может иметь место относительное доминирование одного из полушарий, и поэтому одна и та же информация вызывает различный интерес у учащихся.
А «интерес» в педагогике является важным критерием эффективности учебного процесса. То, что одна и та же информация вызывает различный интерес, связано с тем, что у каждого индивида может иметь место относительное доминирование одного из полушарий, природа которого имеет как генетическую, так и культурную основу.
В обучении и образовании каждого человека играют роль как «программа» генетического, так и социального наследования, что важно учитывать при организации процессов обучения и образования. Это называют индивидуальным подходом в педагогике.
Каждый знает, сколько временных и энергетических затрат требует индивидуальная, педагогическая коррекционная работа.
Задача учителя сейчас, на мой взгляд, не вдалбливать определенную сумму знаний в объеме средней школы, а помочь ребенку раскрыться, понять свое место в окружающем мире. Ребенку живется труднее, чем взрослому. Его постоянно оценивают. Он получает отметки за каждый шаг не только в школе, но и дома. Что бы он ни сделал – хорошо или плохо. Мы все время гадаем: хороший, плохой, способный, неспособный. Примерьте такую жизнь на себя, - выдержим ли мы? Нельзя, чтобы жизнь ребенка превращалась в вечный экзамен, а мы родители и учителя были вечными экзаменаторами.
В условиях частной школы предоставлено больше возможностей для самообразования, творчества, проявление своих потенциальных возможностей. Это приходится решать тоже самим, изыскивать дополнительные средства.
Ведь частное учреждение образования ориентируется на определенный контингент учащихся, в которых родители видят потенциальные, ярко выраженные способности, которые можно развить только в условиях более индивидуального и направленного обучения.
Достигнуть этого можно, путем оригинальных методик, созданных на основе новейших достижений педагогической, психологической других наук, разработок отечественных и зарубежных ученых практиков.
Современные открытия в различных областях науки, связанные с развитием экологичного типа мышления, позволяют трансформировать однополушарное (неэкологичное) мышление в сторону целостности. Данными вопросами занимаются учёные РАЕН отделения «Проблемы школьного образования». На сегодняшний день разработана концепция ноосферного образования, направленного на формирование гармоничного, цельнодинамического, естественного мышления, конгруэнтного Всеобщим Законам Мира, Общим законам человеческого общества и Природы.
Ноосферное образование не сводится только к обучению, оно предполагает духовно-нравственное развитие личности. Оно основано на общечеловеческих ценностях и может быть воспринято любым человеком.
Мы принимаем детей такими, какие они есть, и чем больше недостатков, тем больше нуждаются они в том, чтобы их недостатки любили. Ничто другое их не излечит. Все это возможности и прелести частных школ.