logo
Запись в 1-11 классы

Когда необходима помощь логопеда?

23 февраля 2018

Подготовка к школе в АлматыСтатья повествует о том, как должно проходить речевое развитие у ребенка. Кроме этого в статье описаны процессы формирования речи и представлен ряд состояний и патологических нарушений, которые замедляют развитие речи у малыша.

Задержка развития речи у ребенка – проблема, которая встречается нередко. В современном обществе речевой аппарат у детей может формироваться в замедленном темпе, и виной этому могут выступать самые распространенные факторы. Слишком большая занятость родителей, увлечение детей гаджетами, отсутствие полноценного досуга и развивающих видов деятельности – все это становится основополагающими критериями в стойком формировании логопедических нарушений. Когда обращаться к специалисту, заподозрив данную проблему у ребенка? Для начала нужно понять и проследить сам процесс зарождения речевых навыков у малышей.

Как формируется речь?

Самое первое речевое действие младенца – это требовательный крик. Малыш таким образом подает окружающим сигнал о том, что его что-то беспокоит. Но сегодня для удобства малышей и родителей создано очень много и лишний раз ребенок просто не будет плакать. Так, к примеру, заливаться слезами в крике о том, что промокли пеленки не нужно, ведь на этот счет имеются памперсы. Громко требовать маминого молока тоже можно не всегда, так как сегодня в моде кормление не по требованию, а по режиму и часам. Однако если малыш в два месяца гулит, в четыре месяца лепечет, а к шести месяцам жизни произносит первые слоги, то можно быть уверенными в нормальном речевом развитии малыша. Ближе ко дню своего первого рождения младенец обычно произносит первое слово, где-то к одиннадцатому месяцу, а в годик малыш имеет в своем лексическом запасе уже около десятка звукоподражательных слов. Если у малыша начинают рано резаться зубки, то это лишь закрепляет готовность его артикуляционного аппарата к адаптации произношения новых звуков. При правильном речевом развитии к двум годам жизни малыш должен свободно владеть произношением свыше двухсот или трехсот слов и уметь составлять простые предложения. Три года жизни для малыша – определенный рубеж, и в это время ребенок уже должен владеть навыком составления сложных предложений с сочинением и уметь читать стихи. Четыре годика – это тот возраст, когда ребенок может легко описать картинку, а пятилетняя граница возраста в жизни малыша уже характеризует его как эмоциональную личность. Он должен уметь о чем-то говорить эмоционально: с грустью, с радостью или шутливо. Возрастной период малыша от 3-х до 5 лет – это хороший старт для усвоения произношения всех звуковых вибраций, в том числе и сложных по артикуляции (с, з, ц, ш, щ, ж, ч). Именно до шестилетнего возраста ребенка идет усвоение самых труднопроизносимых для малыша звуков – сонорных согласных (р, л).

Когда планировать визит к логопеду?

По статистике визит к логопеду большинство родителей наносят тогда, когда ребенку исполняется три годика. Однако многие выходят из кабинета врача после очной консультации с недоумением? Почему? В обычной поликлинике проблемами речевого развития занимаются неохотно, и чаще всего родители слышат следующее: "С такими маленькими детьми мы не работаем. Приводите ребенка тогда, когда ему будет пять лет". Но в пятилетнем возрасте произвести грамотную коррекцию речи ребенка будет намного сложнее. Поэтому в интересах родителей не откладывать проблему и обратиться к другому специалисту узкого профиля. Квалифицированные логопеды начинают работать с детьми, когда тем уже исполнилось три года. Не стоит пугаться, если сначала врач потребует заключение невролога, чтобы быть удостоверенным в отсутствии иной патологии. Это вполне разумный и профессиональный подход. Ведь на задержку речи могут иногда влиять причины сугубо физиологические:

  • травма при родах;
  • нестабильность шейных позвонков;
  • недостаточность мозгового кровоснабжения;
  • слуховые нарушения;
  • неверное формирование речевого аппарата.

Психологические проблемы тоже могут стать препятствием в естественном развитии речи ребенка. К ним относят:

  • острый перенесенный стресс;
  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье и другие факторы.

Если обнаружена патология со стороны нервной системы – каковы ее признаки?

Дизартрия

При данном диагнозе малыш путается в перестановке слогов в словах. Сопровождать данное состояние может нарушение ритма дыхания. К тому же отчетливо прослеживается гнусавость. Доступный тест, помогающий заподозрить дизартрию, ответит тем, что при данной патологии малышу трудно направить язык вверх или дотянуться им до уголков рта и долго фиксировать его в одном положении.

Афазия

Афазия характеризуется тем, что ребенок нарушает словообразование, а в целом речь его бессвязна. Малышу трудно составить сложное предложение. Данное явление можно наблюдать, когда развитие речи шло нормально, а затем способность эта утратилась. Причинами могут служить травмы и патологии головного мозга.

Алалия

Этот диагноз может заявить о себе отсутствием речи или недоразвитостью, а также проблемой с оглашением своих мыслей. Заболевание может протекать в двух формах: легкой и тяжелой. Параллельно можно заметить сбой в мелкой моторике. Ребенку трудно удержать позу Ромберга.

Участие родителей в развитии ребенка должно быть целенаправленным и активным. При любых изменениях и подозрениях в состоянии ребенка родители должны незамедлительно обратиться за помощью к врачам.

Подготовка к школе в Алматы

Источник: dc-logos.ru


Вернуться на уровень выше