logo
Запись в 1-11 классы

Соизмеряйте наказание с возрастом ребенка

7 июня 2019
  • Самые сильные учителя в АлматыПолуторагодовалый ребенок может показать, что он понял запрет на прикосновение к тому или иному предмету так: глядя на взрослого, он тычет в «запретный плод» пальчиком и говорит «нет». Однако понимание запрета у малыша еще на самом что ни на есть зачаточном уровне, и нельзя наказывать за нарушение правил кроху так же, как вы наказали бы пятилетнего.
  • Решение наказать ребенка должно быть общим для родителей, нельзя допускать, чтобы один наказывал, а другой оспаривал наказание, кроме того, надо помнить, что приступ ярости — отнюдь не подходящий момент для выбора наказания малышу: вы можете зайти слишком далеко.
  • С другой стороны, если между проступком и наказанием пройдет несколько часов, маленький ребенок может не понять, за что его сейчас-то наказывают.
  • Строгий взгляд и суровый тон — достаточное наказание для двухлетнего ребенка. Иногда, если он чересчур разошелся, надо помочь ему войти в рамки и в случае необходимости изолировать его.
  • Что бы ни сделал маленький ребенок, наказание должно быть чисто символическим и непродолжительным.
  • Даже если вы сильно на сына или дочку рассердились, не поддавайтесь гневу, иначе ваши слова опередят мысль: нет, вы не оставите провинившегося ребенка в магазине, нет, полицейский не арестует его и не посадит его в тюрьму!
  • Никогда не унижайте ребенка и не используйте для наказания свойственные ему страхи. Если вы знаете,  что малыш боится темноты и оставить его в темноте — предел плохого с ним обращения, — не надо ему этим грозить.
  • Не передавайте права на наказание другому родителю. Чаще всего можно услышать: «Вот папа придет вечером с работы и тебя накажет!» Подумайте, какой образ отца сложится в результате таких обещаний у вашего ребенка. А вот что, конечно, совсем не запрещается в тех случаях, когда проступок того заслуживает, так это чтобы мама и папа вместе объяснили ребенку, в чем его проступок.
  • Наказание выбирается с общего согласия родителей, если проступок достаточно серьезен и ребенку следует осознать, что разговор предстоит особенно важный.
  • Ни в коем случае нельзя два раза наказывать за одно прегрешение! Если ребенка уже наказали в детском саду, значит, дома этого уже не требуется.
  • Когда вы очень сердиты на ребенка, вам, вероятно, хочется наказать его так, «чтобы он это запомнил», — вспоминайте в этих случаях, что чересчур суровыми могут оказаться даже некоторые вполне символические наказания.
  • Думайте о том, как, чем собираетесь наказать ребенка! Если вы запрещаете ему играть, назначая вместо этого дополнительные занятия, вам трудно будет добиться того, чтобы малыш учился с удовольствием.
  • Если вы выбираете наказанием уборку или другие домашние дела, то для ребенка естественно думать: а за что же все время наказывают маму или домашнюю работницу?
  • Наказание не должно причинять ребенку реального вреда или ущерба, хотя некоторой фрустрации, конечно, не избежать.
  • Если вы лишите ребенка просмотра телепередач, компьютерных игр или какого-то ожидаемого им удовольствия, это не причинит ему настоящих страданий, да и у родителей не возникнет острого чувства вины.

Подводя итог, можно сказать, что нормальный ребенок всегда делает какие-то глупости и, когда он заходит в этом слишком далеко, можно его наказать. Важно не забывать при этом: наказывать — отнюдь не значит воспитывать, ведь даже те дети, которых наказывают регулярно, продолжают столь же регулярно выходить за рамки, и так до бесконечности.

Вряд ли существуют «хорошие» наказания, и понятно, что, когда вы наказываете своего ребенка, надо, чтобы наказание имело для него смысл. А смысл наказание имеет только в том случае, если позволяет малышу понять, что он натворил, в чем виноват, и — по мере сил — исправить свою ошибку.

Самые сильные учителя в Алматы

Источник: 5psy.ru


Вернуться на уровень выше