logo
Запись в 1-11 классы

Как правильно хвалить ребенка — советы психолога

3 декабря 2019

Набор в 1 класс в АлматыДаже такое простое действие, как похвала, требует компетентности, понимания психологических законов общения и восприятия. Иначе можно невольно, но всерьез навредить подростку, спровоцировать в нем обиду или безответственность.

Опасность передозировки

Принято считать, что похвала, одобрение, поощрение безусловно идут на пользу ребенку; и что, услышав добрые слова в свой адрес, он начинает стараться еще больше. Многим знакомо расхожее мнение, будто похвалы много не бывает. И она, словно витамины, только улучшает общее состояние – самооценку, старательность и мотивацию. Однако вспомним, что витамины необходимо использовать осмотрительно: в нужной дозировке и в подходящей ситуации. Иначе эффект будет сомнительным.

Хвалить тоже нужно умеючи, чтобы не навредить. Хорошо бы это иметь в виду самим педагогам и напомнить родителям о том, как стоит реагировать на успехи и разочарования. Психологи отмечают, что родители, в детстве которых были проблемы с похвалой, – недо- или перехваленные – стараются придерживаться прямо противоположной стратегии со своим ребенком. Им особенно полезно будет напомнить, что в похвале, как в любом педагогическом приеме, необходимо соблюдать меру. Как и в случае с лекарствами, при передозировке возможны побочные эффекты.

Отметить каждого

О том, что сравнивать детей между собой нельзя, что ставить в пример отличника троечнику вредно для обоих, знают, пожалуй, все. Но публичное чествование нескольких детей, когда остальные обойдены вниманием взрослого, производит примерно такой же эффект.

Психологи знают, что не дождавшиеся похвалы «поникают», теряют сосредоточенность, перестают слушать взрослого. А самые честолюбивые и задиристые подростки могут даже решиться на эпатаж в стиле «А мы не очень-то и хотели!», если не получают признания, на которое рассчитывали.

Поэтому, высказывая свое одобрение, хорошо бы найти повод отметить заслуги каждого ребенка. И обязательно – в том направлении, где он действительно прикладывал серьезные усилия.

От души и за дело

Еще одно известное правило: стоит высказывать одобрение или недовольство в адрес поступка, а не личности. «Отлично сформулировано», «на диво аккуратно», «как точно использована метафора» звучит гораздо предпочтительнее, чем «молодец», «умница». Потому что если вдруг сегодня не получилось аккуратно, то сразу изменится отношение ко всему ребенку целиком, он больше не умница? Его больше не любят? Частые похвалы такого «неправильного», личностного типа могут даже вызывать что-то вроде зависимости: ребенок, зарабатывая «умницу», выбирает только легкие задания, избегая тех, где может сделать ошибки, а ведь только на ошибках мы все учимся. Да и вообще приобретает привычку заискивать, угадывать, что будет приятно услышать взрослому. Если же «зависимый» ребенок попадает в новое окружение, то, не услышав от учителя или тренера привычного «молодец», теряется, начинает переживать, что сделал что-то не так, и считать себя глупым, неуклюжим и несчастным.

Передозировка похвалы лишает свободы и самостоятельности. Хорошо бы время от времени себе напоминать, что привычку постоянно выпрашивать поощрение приобретают дети, которых взрослые хвалят беспрерывно и за всякую ерунду. Если здоровый двенадцатилетний парнишка сполоснул за собой чашку или завязал шнурки младшей сестре, вряд ли в этом есть что-то выдающееся. От частого и бессмысленного употребления похвала обесценивается и обессмысливается.

С другой стороны, ребенок, слыша преувеличенные восторги по поводу самых обычных действий, быстро придет к мысли о неискренности взрослого. Бывает ведь и так, что взрослый, не умея завоевать доверие подростка, преувеличенно его хвалит и всячески превозносит успехи. Вряд ли это пойдет на пользу отношениям, как и любая фальшь.

Всё сказанное совсем не означает, что похвала должна быть чем-то вроде редкого экзотического подарка. Не нужно скупиться на добрые слова. В уместной форме они могут стать сильным помощником во взаимодействии с ребенком.

Приятное с полезным

Похвала может стать довольно действенным средством воспитания, что гораздо благотворнее, чем упреки и наказания. Она приносит пользу, если мы сделаем ее информативной. Приятно, когда тебя гладят по голове, но хорошо бы знать за что: «Замечательно, что помог младшему брату приняться за уборку: я не беспокоилась, что к приходу гостей будет беспорядок. Да и малыша пора приучать к самостоятельности, с твоей помощью он скорее научится».

С помощью одобрения мы помогаем ребенку понять, какие правила  поведения, ценности, нормы считаем достойными. Не забывайте оценивать вслух движения ребенка в желательном направлении. Сражался с трудной задачей до победы, придумал свой способ решения, проявил самостоятельность, силу воли, деятельное сострадание, организаторский талант – одним словом, всё, что мы хотели бы поддерживать и развивать в ребенке, может быть поводом для похвалы.

Одобрительные слова часто бывают существенной поддержкой в тяжелые периоды. Во время затяжных кризисов, черных полос в жизни или просто в момент неудачи и разочарования взрослый всегда может найти повод для похвалы, чтобы подбодрить ребенка, дать ему силы для преодоления неприятностей. Вообще благодарность, признание заслуг и успехов в семье, ставшие нормой, серьезно улучшают взаимоотношения, сохраняют тепло и любовь.

Набор в 1 класс в Алматы

Источник: 5psy.ru


Вернуться на уровень выше