logo
Запись в 1-11 классы

Кибербуллинг: как защитить ребенка от виртуальных издевательств

1 июня 2020

Лучшая частная школа в АлматыОчень сложно представить современного подростка без мобильного телефона, ноутбука или планшета, в последнее время — с гарантированным выходом в Интернет. Дети рады изобилию гаджетов, ведь это дает им возможность общения с друзьями на расстоянии. По результатам наших опросов, около четверти родителей не знают, что делают их дети в Сети и с кем они общаются. Представьте себе картину: выпустили вы ребенка на улицу в незнакомом городе и даже не спросили, куда он пойдет — просто за дверь выставили…

Жертва или преследователь?

На прием к психологу пришла мать двенадцатилетнего Саши: сын последнее время все больше отдаляется от семьи, «сидит» часами в Интернете, бледный, синяки под глазами, вечно в подавленном состоянии. Интересуется, можно ли его вычислить через компьютер, не хочет выходить из дома.

Выяснилось, мальчик стал жертвой интернет-травли — кибербуллинга. Неизвестные пользователи оскорбляли его в социальной сети, угрожали физической расправой, взломали его страницу и вели оскорбительную переписку от его имени. В результате у мальчика испортились отношения с одноклассниками, он замкнулся в себе. В ходе консультации выяснилось, что Саша последнее время увлекался просмотром в Сети видеороликов, пропагандирующих насилие, посещал запрещенные сайты и сайты «для взрослых». Мальчик объяснял это одиночеством и желанием стать сильным и взрослым.

Стоит отметить: жертвы кибербуллинга — дети, не умеющие защищаться, в реальной жизни — одинокие, психологически уязвимые.

Родители четырнадцатилетней Алены обратились к психологу по поводу агрессивного поведения их дочери в Сети. Их вызвали в школу и объявили, что девочка занимается травлей своей одноклассницы: пишет оскорбления на ее стене «ВКонтакте», забрасывает спамом, монтирует и рассылает ее «фотографии» в Сети, от ее имени отправляет предложения интимного характера другим пользователям. Родители жертвы сумели определить обидчика и обратились к администрации школы, к родителям девочки.

Для педагогов и родителей Алены ее роль в травле одноклассницы была открытием: Алена не пользовалась авторитетом в классе, не имела друзей, была тихой и незаметной.

Правда, в последнее время родители стали замечать, что дочка оживляется, заходя в Сеть, но относили это к появлению у девочки подруг, радовались за нее. О том, что девочка — кибербуллер, взрослые и не подозревали.

В реальной жизни для жертвы выбирается тот, кто младше и слабее. Жертва — это, как правило, человек с низкой самооценкой, которого можно легко «опустить». Довольно сложно представить жизненную ситуацию, в которой жертва и агрессор меняются местами. Вряд ли жертва осмелится нападать на более сильного и защищенного поддержкой противника. В Интернете это сделать очень легко. В ряды преследователей, кибербуллеров, становятся дети с низкой самооценкой. Анонимность (аватары у подростков часто вымышленные и позволяют сохранить тайну имени) дает возможность «слабакам» реализовать то, на что они не решаются в реальности.

Сетевой удар

Такие формы кибербуллинга, как анонимные угрозы по сотовому телефону; взлом страницы в социальных сетях или создание фиктивных страниц и рассылка от имени ее владельца неприличных и компрометирующих текстов и изображений; указание личных данных жертвы (номера сотового телефона или адреса электронной почты) для рассылки спама или распространение контактных сведений на сайтах, специализирующихся на рекламе интимных услуг, позволяют достаточно успешно и быстро затравить жертву.

В среде подростков, где обмен фотографиями с сексуальным подтекстом — практически обычное явление, преследователю не составляет большого труда выставить чье-либо фото в неглиже на всеобщее обозрение. Подобные действия могут очень серьезно повлиять на психику ребенка вплоть до суицида. Необдуманные и, казалось бы, невинные шалости приводят к ситуации, в которой подросток не знает, как пережить публичное осмеяние и позор.

Если в ситуации реальной травли можно привести старшего брата или плечистого знакомого, то в Интернете это сделать практически невозможно — хотя бы в силу анонимности.

Кстати, именно анонимность, невозможность понять, кто твой враг на самом деле, особенно пугает подростков.

Что делать?

Современные подростки глубже погружены в мир виртуального общения, чем взрослые. Они очень серьезно воспринимают то, что происходит с ними в Интернете. В отличие от взрослых, они еще не выработали механизмы психологической защиты от разнообразных сетевых воздействий.

Поэтому, уважаемые родители:

1. Разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их жизнью. Не допрашивайте и поучайте, а интересуйтесь. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким хотя бы в собственной семье.

2. Познакомьтесь с кругом друзей своего ребенка. Приглашайте ребят в гости, ходите вместе в походы, в парк. Реальные отношения проще контролировать, чем виртуальные. И они существенно повышают психологическую устойчивость подростка.

3. Хвалите своего ребенка, если он добивается успеха. Поддерживайте и помогайте, если у него чтото не получается, даже если трудность кажется вам пустяковой. Это для вас все просто и очевидно, а ребенок еще не имеет вашего опыта. Такое отношение будет способствовать формированию адекватной самооценки, и у ребенка не будет необходимости реабилитировать себя унижением других, ему проще будет противостоять агрессии со стороны других людей.

4. Обучайтесь вместе с ребенком безопасному поведению в Интернете: обсудите, почему опасно выкладывать информацию о месте учебы, домашний адрес, фотографии личного плана (или узнайте, как ограничить доступ к ним).

5. Если аккаунт ребенка взломан (хорошо, если он доверит вам свою проблему, еще лучше, если он заранее будет знать, что делать в такой ситуации), нужно с другой страницы (новой или страницы друзей) отправить сообщения всем подписчикам о кибератаке. Пострадавшую страницу придется удалить или почистить, обратившись в администрацию социальной сети. Не ждите, что все утрясется само собой — помогите подростку защитить себя.

6. Объясните ребенку, что с кибербуллером нельзя вступать ни в какие отношения: отвечать, обижаться. Его нужно сразу добавить в черный список и закрыть стену для сообщений.

Лучшая частная школа в Алматы

Источник: 5psy.ru


Вернуться на уровень выше