В силах учителя помочь школьникам успевать больше и уставать меньше. Полезным в этом смысле будет знакомство учеников с возможностями применения технологий тайм-менеджмента, созданных для бизнеса, для организации жизни школьников, в первую очередь старшеклассников. А это прежде всего умение распределить свои задачи по времени, месту и приоритету.
Проактивный подход
Конечно, во многом школьная жизнь проходит по расписанию, но при этом важно научиться самостоятельно планировать свое время и распределять задачи еще в школе, чтобы потом успешно справляться с менее структурированным графиком вуза, работы и взрослой жизни.
Зачастую в жизни молодых людей царит настоящий хаос и неопределенность: пропускаются сроки, забываются домашние задания, теряется нужная информация, путается расписание, подготовка к контрольным и экзаменам откладывается до последнего, – приходится не спать, пить кофе и энергетики, уставать и расстраиваться. А ведь кроме учебы есть еще масса важных дел: хочется отдохнуть, пообщаться с друзьями, провести время с семьей, уже хочется следить за собой и заниматься спортом…
Для того чтобы круг задач не превращался в неконтролируемый водоворот, необходимо начать осознанно и осмысленно управлять своей жизнью. По определению Виктора Франкла, основателя логотерапии, и Стевена Кови, известного американского специалиста по управлению временем, такой подход называется проактивным. Уделяя внимание тем сферам жизни, на которые мы в силах повлиять, направляя свои силы и внимание на то, что от нас зависит, а не на то, от чего зависим сами, мы способны менять расстановку сил.
Гарвардское исследование проясняет еще одни аспект: письменное изложение привносит ясность в мышление. Тот, кто хранит свои мысли лишь в голове и думает, что это и есть цель, ошибается.
Гибкий подход
Планирование времени учащегося сравнимо, как ни удивительно, с учетом задач преуспевающих топ-менеджеров. Дело в том, что в отличие от всех остальных эти две категории вынуждены лавировать между большим количеством жестких, то есть заранее определенных по времени, задач. Встречи у руководителей первого эшелона и уроки у школьника занимают очень существенную часть времени. При этом жизнь не ограничивается расписанием, и для того чтобы, используя эти внешние условия, добиться своих целей с наименьшими затратами усилий и в кратчайшие сроки, полезно использовать предложенный Г.Архангельским гибкий подход.
Для этого задачи, не привязанные к определенному времени (гибкие), необходимо записывать в отдельное поле дневника или ежедневника.
Среди них важно выделить те, которые требуют серьезного (не меньше 40 минут) временного бюджета, и предположить, в какой день и время будет удобнее с ними справиться. Ну а дальше мы можем заполнять оставшиеся временные ресурсы остальными, более мелкими задачами. Вспоминается известная притча, в которой в какую-нибудь емкость последовательно загружаются крупные камни, горох, песок и чай. При таком подходе на всё хватит времени.
Система кайросов
Для более эффективного планирования гибких задач полезно использовать систему кайросов, или контекстное планирование. Дело в том, что обычно задачи, которые мы планируем, связаны с чем-то (местом, удобным моментом, подходящими обстоятельствами, планами) или кем-то (другим человеком либо вашим собственным настроем). Если научить ребенка замечать эти внешние и внутренние факторы (контексты), он сможет жить во благо своих целей с минимальными затратами сил и времени. Чтобы вовремя вспомнить о задаче, нужно напомнить о ней себе тогда, когда есть актуальная возможность ее решить. Итак, в дневнике, предметной тетради или на стикере на пропуске в школу пишется список того, что нужно сделать в школе, – и тогда, просматривая его по дороге, а лучше накануне или перед завершением дня, ребенок точно вспомнит всё, что мог бы забыть. По тому же принципу можно использовать кайросы, связанные с людьми («Увижу Н.Н., спрошу у него…»), внешними обстоятельствами («Когда удастся почитать в дороге…», «Если застряну в пробке…») и внутренними (Если в выходные буду дома…», «Когда будет вдохновение…»).
Метод структурного внимания
Всё было бы, наверное, гораздо легче, если бы наша жизнь состояла только из простых и маленьких задачек на сегодня. Но задачи часто бывают масштабными и долгосрочными. Они кажутся страшными и невыполнимыми, поэтому часто сдвигаются, пока есть куда сдвигать, то есть до упора в крайние сроки и дедлайны. Так школьники и сталкиваются с бессонными ночами в канун сдачи проекта или перед экзаменом. Во избежание подобных проблем Г.Архангельский предлагает пользоваться методом структурного внимания.
Для того чтобы планомерно подготовиться к экзамену, который будет в конце четверти, необходимо:
- Сформулировать задачу и записать ее в дневник (ежедневник или электронный планировщик).
- Если задача объемная и требует времени, разбить ее на подзадачи и на подподзадачи до тех пор, пока они не станут конкретными, реальными и понятными.
- Дальше, планируя свою следующую неделю, каждый раз заглядывать в раздел «четверть» и переписывать оттуда ставшую уже актуальной задачу (или переклеивать стикер).
- Аналогично, планируя завтрашний день, просматривать задачи из недельного списка и выбирать оттуда те, которые мы в состоянии решить уже завтра.
Использование такой системы позволяет не терять среднесрочные и долгосрочные задачи, решать их равномерно и рационально, а также сохраняет возможность быстро и гибко реагировать на любые изменения.
Главные принципы эффективного планирования, позволяющие не превратить его в самоцель, а сохранить инструментом для достижения своих целей, – это:
- регулярность;
- письменный вид (альтернативой блокноту может быть масса мобильных приложений);
- приоритетность (не забываем про «камни»);
- реалистичность (по аналогии с журавлем и синицей – лучше осуществленный небольшой план, чем амбициозный, но оставшийся лишь в мыслях).
Школа гуманной педагогики в Алматы
Источник: 5psy.ru