Дошкольный возраст
Когда ваш ребенок начинает ходить в детский сад, вы нередко с ужасом обнаруживаете, что он приносит оттуда «плохие слова» — и делаете вывод: в садике дурно на него влияют.
И правда: когда детей выводят на прогулку, они, играя во дворе, зачастую позволяют себе распустить язык, — только ведь ваше дитя вполне может иногда услышать подобное и дома, и в других местах! Кто из нас не выругается, уронив что-нибудь тяжелое себе на ногу или стоя в пробке? Разве мы не забываем в этот момент, что ребенок тут, рядом, что он не упустит ни словечка?
Сынишка говорит все больше и больше дерзостей, все чаще грубит, порой бранится. Как на это реагировать?
В разном возрасте бранные слова имеют разное значение. У трехлетнего «плохие слова» — отражение стадии его развития и того, чем он в своем возрасте занимается. Вопить то и дело, даже безо всякого повода, «кака-бяка!» или «кака собакина!» — для него не просто удовольствие, а чистый восторг, причем это может продолжаться даже после того, как ребенку исполнится пять: один семилетний мальчик любил ругаться так: «Эх, ёшки-какашки-букашки!»
Удовольствие, которое малыш получает от ругани, частично может быть связано с нарушением правил приличия.
- С одной стороны, ребенок проверяет вашу реакцию, а с другой — вполне возможно, хочет привлечь этим к себе ваше внимание.
- Не отчитывайте его, не наказывайте и вообще постарайтесь воспринимать подобные случаи как можно спокойнее, попросите его только, например, не произносить малоаппетитные слова за столом: например, не заявлять при виде каши «кашка-какашка».
- Однако если вы замечаете, что брань входит у ребенка в привычку, надо это твердо пресечь.
С четырех до пяти лет.
Влияние окружающих действительно становится очень существенным. Дети склонны к подражанию и ловят на лету всё, что видят и слышат.
Возможно, ребенок и не всегда понимает смысл слов, которые повторяет так охотно. Проверяя, как реагируют на них другие люди, взрослые и дети, он попросту тестирует на пригодность свой словарь. Кроме того, брань и грубости могут быть для него средством самоутверждения в детском саду и попыткой сделаться «своим» в группе. Ваш ребенок мгновенно поймет, что нарушает правила приличия, но это ничуть не умалит его удовольствия и желания говорить «плохие слова», скорее — наоборот.
- Самое важное в таких случаях — помочь ему выработать критический взгляд на то, что он слышит и говорит сам.
- Ваш ребенок уже в том возрасте, когда он способен понять, что не везде и не при всех можно выражаться одинаково.
- Объясните ему, что произносить некоторые бранные слова строго запрещается — независимо от контекста, в котором они сказаны.
Сознавая, что идет на нарушение приличий, ваш малыш часто будет ругаться с ухмылкой, провоцировать вас. Запрещенные слова возбуждают в нем несколько смущающее его удовольствие.
Такое поведение будет продолжаться и продолжаться, ибо запрет на грубости с сексуальной окраской будут соединяться для него с запретом на сексуальность как таковую.
- Возможно, в подобном случае пора объяснить ему предельно просто, что такое разница полов, зачем она. Отсутствие у вас смущения и запрета на разговор об этом приведет к тому, что наслаждение «запретным плодом», то есть самыми грубыми словами, для него перестанет быть таким острым.
- Предложите ребенку для описания пола и половых проблем термины, которыми пользуются взрослые люди и которые не будут ни вульгарными, ни глупыми.
- Если в словаре ребенка чересчур много нормальных слов заместилось «плохими», расспросите его, о чем ему хотелось бы узнать, — ведь такое поведение может свидетельствовать о том, что у вашего сына или у вашей дочки накопились вопросы, которых он или она задать не решаются.
- Ваше открытое возмущение грубостью малыша способно привести к обратному эффекту: ему еще больше захочется продолжать в том же духе.
Младшие школьники
У шести-семилетних детей нередко отмечается рецидив интереса к площадной брани и другим «плохим словам».
Возможно, ваш ребенок не очень-то понимает смысл того, что говорит, понятия не имеет, что на самом деле означают особенно грубые выражения, равно как высказывания расистского, сексуального, ксенофобского или гомофобского характера.
- Необходимо разъяснить ему как можно понятнее смысл произносимого, настаивая на том, что такие его слова могут очень сильно ранить или оскорбить других людей.
- Попросите его представить, как бы он себя чувствовал, если бы такое было сказано в его адрес.
- Покажите ему разницу между вырвавшимся грубым словом и тем, которое произносится с намерением кого-то обидеть.
С ребенком этого возраста уже можно говорить и о расизме, и о гомосексуальности. Пользуясь случаем, сообщите ему, что любые выражения дискриминационного характера преследуются законом.
В шесть-семь лет ребенок способен понять, что причинить зло и сделать другому больно можно не только с помощью физического насилия, но и с помощью насилия морального, вербального.
- Станьте для него примером. Если вам случается при ребенке выругаться, сразу же извиняйтесь перед ним, чтобы он привык делать то же самое.
Брань в приступе ярости
Иногда вырвавшиеся в приступе ярости грубые слова даже необходимы, они позволяют человеку дать выход своей энергии, разрядиться, когда его переполняют эмоции. В таких случаях языковая агрессия может заменить физическое насилие.
Это случается как со многими детьми, так и со многими взрослыми, и в этом нет ничего особенного.
- Главное тут — помочь ребенку успокоиться и выйти из этого состояния.
Школа гуманной педагогики в Алматы
Источник: 5psy.ru