Маша (5 лет) растерянно стоит около песочницы. У нее в руках — единственная формочка, которую ей удалось отстоять в ежедневном сражении с другими детьми за собственные игрушки. Через минуту к ней подходит Кирилл, выхватывает формочку из рук, и вот уже Маша со слезами бежит к бабушке: «Бабушка, у меня отобрали все мои игрушки!»
Почему ребенок боится других детей – не может за себя постоять, либо наоборот слишком агрессивен.
Наверное, такие ситуации знакомы многим родителям. Частенько они заканчиваются слезами, а то и ссорами родителей с родителями «обидчиков»: дескать, своих детей воспитывать надо, чтобы они не обижали окружающих. Но, к сожалению, это помогает ровно ненадолго, и уже на следующей прогулке ситуация повторяется снова. Малыш словно цепенеет перед обидчиком, безропотно отдает свои игрушки, тихонько отходит в сторону, если его толкают, или, упав, лежит на земле, испуганно хлопая глазами.
Так проявляется первый вариант страха перед другими детьми. Его суть родители обычно формулируют так: «Наш ребенок не умеет за себя постоять». Однако, как ни странно, это самое «умение постоять за себя», будучи чрезмерно, гипертрофированно выражено, тоже свидетельствует о наличии у ребенка подобного страха.
Чрезмерная конфликтность в потенциально обидных ситуациях — это вторая форма проявления страха перед другими детьми. Ребенок, который кажется окружающим драчливым или агрессивным, на самом деле в глубине души может быть очень не уверен в себе. Именно эта неуверенность и порождает его обостренное восприятие происходящего, заставляет бурно реагировать на абсолютно безобидные, совершенные без злого умысла, действия других детей.
Костя (4,5 года) в детском саду слывет за крайне возбудимого и агрессивного ребенка. Когда дети собираются на прогулку и одеваются, в раздевалке становится тесно, и малыши часто случайно толкают друг друга. В ответ на любое прикосновение Костя с силой отталкивает детей, несмотря на то что его ругают за это каждый день. На вопрос воспитателя: «А зачем ты толкаешься?» — Костя отвечает: «Это не я, он первый начал!», и действительно, если присмотреться повнимательнее, окажется, что Костя практически никогда не начинает толкаться первым. Он только «дает сдачи». Правда, в той ситуации, когда этого совсем не требуется.
Машу и Костю при всей разнице ситуаций, в которых они находятся, объединяет одно: они оба испытывают дискомфорт, находясь в группе детей. Они оба чувствуют, что их обижают, и каждый из них реагирует на происходящее в меру своих возможностей. Можно констатировать, что выраженный страх перед обидчиками приводит к затруднениям в социальной адаптации ребенка вплоть до полного отказа от посещения детского садика (как это было в случае с Машей) или же обсуждения вопроса об исключении из сада (этот вопрос несколько раз поднимался в связи с поведением Кости).
Каковы же причины возникновения страха перед обидчиками, который может проявляться в столь, казалось бы, непохожих друг на друга вариантах? Первая Причина очевидна — это неуверенность ребенка в себе и своих силах. Именно она заставляет ребенка молча спускать обидчику с рук все что угодно или же, наоборот, бросаться с кулаками на первого встречного, невольно задевшего уязвимое самолюбие такого малыша.
Лучшая начальная школа в Алматы - школа «Бакалавриат»
Другой, весьма распространенной причиной может являться отсутствие у ребенка навыков конструктивного общения. Очень вероятно, что ребенок просто не знает, как надо себя вести в ситуации, когда ему обидно.
Ведь, если вдуматься, обижаться — это вполне нормально. Мы сами, взрослые, обижаемся по многу раз на дню: на своего мужа или жену, на своих родителей, на своих детей, на женщину, которая наступила нам на ногу в автобусе, и много на кого еще. Ребенок видит, как мы ведем себя в подобных ситуациях, и воспринимает наши действия как образец для подражания, причем иногда, в силу детскости своего восприятия мира, трансформирует смысл нашего поведения до неузнаваемости. Например, усвоив, что правила хорошего тона требуют спокойного «извините» в ответ на вольно или невольно причиненную нам малознакомым человеком обиду, ребенок может начать сдерживать свои страхи и опасения, тем самым загоняя в глубь психики и закрепляя их. Или, напротив, заметив, что в состоянии сильной усталости или раздражения мы позволили себе грубо ответить обидчику или даже применить физическую силу, малыш может решить, что именно так и надо поступать всегда. Особенно быстро такую манеру поведения схватывают мальчики, которые считают, что именно так и должен вести себя «настоящий мужчина».
Важно помнить, что дети в силу особенностей своего мышления не задумываются о причинах тех или иных поступков, совершенных другими людьми. Ребенок мыслит шаблонно: «Мне причинили неудобства, дискомфорт, боль — значит, меня хотели обидеть». Ключевое слово здесь — «хотели»: малыш в силу эгоцентричности своего мышления, заставляющей его считать себя центром всех происходящих событий, всегда убежден, что обидные для него действия были сделаны специально и направлены лично против него. Эгоцентричность мышления — это возрастное явление, которое со временем проходит. Уже к поступлению в школу ребенок, как правило, может научиться вставать на позиции другого человека и количество таких «необязательных обид» резко сокращается.
То, что вызывает обиды в жизни, очень легко и непринужденно переживается в игре. Одно и то же действие может носить для ребенка совершенно разный смысл: упасть из-за того, что его оттолкнул пробегавший мимо посторонний мальчишка, или же упасть, возясь вокруг мяча с друзьями, — это совершенно разные падения. Первое будет обидным, а второе — совсем нет, может быть, даже веселым. К сожалению, некоторые дети не умеют чувствовать грань между игрой и жизнью. Упав или ударившись, ребенок может «вылететь» из игрового пространства в житейское, и вот он, повод для обиды!
Некоторые обиды связаны с тем, что дети пока еще не научились решать возникшие проблемы при помощи слов. Быстрее всего «договариваться», «меняться» и согласовывать свои действия друг с другом учатся дети, у которых богатый опыт общения со сверстниками: посещающие детский сад, различные кружки, контактирующие с другими детьми на игровой площадке во время прогулки. Дети, у которых ограничен опыт общения со сверстниками, чаще других испытывают тревоги и опасения по поводу реально происходящих и даже только предполагаемых контактов с другими ребятами.
Нельзя не назвать еще одну причину появления у ребенка страха перед другими детьми. Это наши, взрослые, жизненные убеждения и принципы. Частенько мы задумываемся о том, что жизнь — это жестокая и несправедливая штука. В разговорах родителей звучат слова «пробиваться с боем», «выгрызать успех», «распихивать локтями», «идти по головам». А ведь дошкольник понимает образные выражения с большим трудом. Его воображение тут же рисует образ папы, который в каске и с дубиной пробирается к банкомату за зарплатой, или мамы, скачущей, как по кочкам на болоте, по головам своих приятельниц на острых каблучках-шпильках. У ребенка может сформироваться устойчивое убеждение, что он живет во враждебной ему среде, где все только и думают о том, как бы ему навредить. На этой почве страх перед возможными обидами расцветает особенно ярко.
Итак, страх перед другими детьми проявляется в:
- «неумении постоять за себя»;
- чрезмерном желании защитить себя и свои интересы.
Причинами возникновения такого страха могут стать:
- неуверенность ребенка в себе;
- ограниченный опыт общения со сверстниками, приводящий к неумению согласовывать свои действия с действиями других детей, отличать игровые ситуации от житейских, понимать причины поступков других детей;
- внушенное взрослыми убеждение в том, что окружающий мир враждебен и опасен.
Лучшая начальная школа в Алматы
Источник: 5psy.ru