Родители часто переживают, если малыш не делится игрушками, забирает все себе, постоянно, до крика, повторяет: «Мое!». Через это, так или иначе, проходят все дети, вот только протекать этот этап может по-разному и с различными последствиями.
Позвольте ребенку иногда «пожадничать»
Можно даже поддержать его в этом. Когда родители уж очень хотят перевоспитать малыша, он еще больше упирается в своем «не дам». Кроме того, это не такая уж плохая черта — уметь ценить и защищать свое. А с возрастом ребенок, безусловно, научится это делать более приемлемыми способами, и родителям не придется за неё краснеть. Так что вполне можно сказать другому мальчику или девочке, претендующим на любимую игрушку вашего чада: «Он сейчас хочет сам поиграть, не надо отнимать. Это его». И уж конечно, не стоит стыдить ребенка и называть жадиной. Если это делают другие люди, ваш малыш пропустит мимо ушей негативную оценку посторонних, хотя, возможно, ему будет неприятно это слышать. Но когда так говорят родители, они буквально программируют свое чадо на обратное поведение. Лучше проявите понимание и доверие: «Я знаю, тебе сейчас не хочется давать кому-то эту куклу. Потом, когда ты захочешь, сам поделишься с другими».
Проявляйте твердость, где это необходимо
Бывает (а в определенный период это почти неизбежно), что малыш пытается захватить все вокруг. Для него важно получить урок от близких людей: есть предметы, которые принадлежат другим. Поэтому не стоит позволять ему хватать все ваши вещи, даже если он очень просит и устраивает истерики. Ребенку нужно почувствовать границу. Спокойно скажите: «Не дам, это не игрушка», или: «Это папин телефон, его брать нельзя».
Лучшая школа Алматы bachelor.kz
Предложите ребенку поиграть в «дай — на»
Это полезно для малышей полутора-двух лет. Вы даете сыну или дочке игрушку со словом «на» и просите ее вернуть, говоря «дай». Это упражнение не на расширение словарного запаса и не на тренировку покладистости. Дело в том, что у ребенка свои отношения (еще не совсем ясные) со временем и пространством. Когда его просят дать игрушку, он думает, что расстается с ней навсегда и, конечно, сопротивляется этому. А нехитрое упражнение помогает ему убедиться, что не все потеряно, и любимая вещица может вернуться.
Помогите ребенку включиться в игру
Самый простой пример: малыш не хочет никому давать свой мяч. Возьмите другой мячик — «свой» — то он не отдаст — и предложите поиграть с ним. Ребенок очень быстро убедится, что так значительно веселее. И тогда ему будет легче поделиться «своей» игрушкой.
Часто проблемы «собственности» обостряются в кризисной ситуации. Бывает, что уже повзрослевший ребенок, научившийся и просить, и давать, вдруг начинает вести себя, как маленький. Самый распространенный случай — рождение брата или сестры. Мало того, что появился кто-то, кто отнимает драгоценное время и внимание родителей, так ему еще и отдавай свое, потому что «он маленький». Понятно, что старший ребенок не столько переживает из-за игрушек, сколько пытается выразить доступным ему способом свое недовольство, ревность и хоть в чем-то ущемить младшего. В этом случае родители должны выделить время для старшего, найти, чем заняться только с ним, позволить иметь вещи или игрушки, которые не будут брать другие, в том числе, брат или сестра.
Собственнические чувства могут обострить также проблемы в школе или в семье, трудности в общении или неуверенность в себе. Родители должны разобраться в ситуации, памятуя, что это, в некотором смысле, призыв о помощи, поэтому не время сейчас учить дитя хорошим манерам.
Не забывайте, что каждая черта характера имеет позитивную сторону. Не стоит любой ценой добиваться, чтобы ребенок со всеми делился — вы же тоже наверняка так не делаете. Обе крайности — и «никому ничего», и «берите что хотите» — не слишком хороши для жизни.
Лучшие школы Алматы
Источник: 5psy.ru