В рамках предметной декады гуманитарного цикла был проведен открытый урок в 11 классе по русскому языку, учитель Сунчинянова Т.В. Данный урок является продолжением системы уроков развития речи в рамках подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку. Целью урока являлось обобщение и систематизация изученного по теме: «СПП. Виды придаточных предложений в составе СПП». Композиция урока предполагало фронтальное повторение теоретических понятий, связанных со СПП, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая осуществлялась на индивидуальных рабочих листах.
Изучение материала проводилось с опорой на ранее приобретённые умения и навыки. Формирование нравственных качеств учащихся, воспитание патриотизма, исторической памяти – решались путём привлечения дидактического материала, объединённого темой «Настоящий человек немыслим без всего того, что включает в себя слово Родина».
Триединые задачи, сформулированные к уроку, позволили сформировать у обучающихся навыки написания эссе на морально-этическую тему в рамках подготовки к экзамену по русскому языку, вести работу по развитию творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формировать умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера.
На уроке был использован комплекс мер и средств обучения – проблемно-поисковый, метод составления алгоритма учебных действий, метод проектов, презентация, памятки. Выбор методов и средств обучения проводился в соответствии с целями, задачами, содержанием урока, а также с учётом характеристики класса, уровня развития интеллектуальных способностей обучающихся.
На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, а также приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой, выдвижение гипотез, анализ. Урок сопровождался просмотром презентации и музыкой. В процессе урока учащимся предоставлена возможность самоконтроля. После каждого вида заданий проводится самооценка работы учащихся. Выбранные методы работы позволяют учащимся самим оценить уровень своей подготовленности, повторить теоретический материал.
В целом урок прошёл успешно, задачи, поставленные в начале урока реализованы. Успех урока объясняется удачным подбором форм, методов и средств обучения, оптимальным темпом урока, атмосферой сотрудничества и взаимопонимания между учителем и учащимися, эстетическим оформлением дидактического материала. В конце урока был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как в дальнейшем может быть он использован.
Открытый урок в 11 классе по русскому языку
14 декабря 2016